Азиатский межпарламентский форум по вопросам науки, технологий и инноваций
Региональная «дорожная карта»: препятствия и вызовы, стоящие перед регионом в свете глобализации и глобальной конкуренции
Наука в Казахстане в контексте географических исследований
(Директор ТОО «Институт географии», доктор географических наук,
член-корр. НАН РК – Медеу А. Р.)
В материалах Всемирной конференции по науке для XXI века «Новые обязательства», проходившей под эгидой ООН в г. Будапешт (26.06 - 01.07.1999 г.), отмечается, что «…наше будущее неразрывно связано с сокращением глобальных систем жизнеобеспечения…» [1]. Согласно прогнозным планам к 2050 г. человеческая цивилизация достигнет критического уровня в обеспечении ресурсами.
В подтверждение этого приведу один пример. Известно, что вода является единственным ресурсом для жизни, которую ничем нельзя заменить. Обеспеченность пресной водой, по заключению ООН, - один из ключевых вопросов, стоящих перед человечеством в XXI веке. Сегодня в мире от дефицита воды, по данным ООН, страдает около 2 млрд человек, а через 10 лет уже 2/3 населения планеты будут испытывать хроническую нехватку воды, к 2050 году эта проблема еще более усугубится. Вода стремительно становится одним из самых дефицитных природных ресурсов. И проблема воды в предстоящие 40-50 лет в разной степени отразится на состоянии продовольственного обеспечения и экологической безопасности каждого государства планеты. Население к этому времени возрастет, по подсчетам экспертов, до 10 млрд человек. При этом потребность в продуктах питания также вырастет. Миллионы людей в мире будут обречены на голод и недоедание. Огромные территории, в особенности аридные, в связи с климатическими изменениями будут подвержены процессу опустынивания, что приведет к сокращению площади земель сельскохозяйственного использования.
Казахстан и сопредельные страны Центральной Азии в этом отношении являются одним из наиболее уязвимых регионов мира. Быстрое нарастание дефицита воды, неопределенность климатических изменений, стремительное сокращение ледников и интенсивная хозяйственная деятельность в трансграничных бассейнах становятся причиной обострения социально-экономических проблем в регионе. Складывающиеся обстоятельства, видимо, послужили причиной того, что в материалах упомянутой конференции особо указывается: «…ученые всего мира призваны осознать настоятельную необходимость использования знаний… для удовлетворения человеческих потребностей и чаяний» [2]. Здесь имеется в виду, что цивилизованное, эффективное развитие стран, особенно в постиндустриальный период, определяется уровнем их научного потенциала, генерирования и внедрения новых идей. Научный потенциал является составной частью интеллектуального потенциала, и в развитых странах рассматривается как достояние каждой нации. Интеллектуальный потенциал социума формируется в результате синэнергии науки, образования и технологий и других видов интеллектуальной деятельности. Каждый из них в отдельности или в совокупности позиционируется как мощный фактор экономического развития, сохранения национального суверенитета и устойчивых темпов достижения качественного уровня жизни населения.
Наука в этой системе относится к особому виду деятельности, к важнейшим экономическим ресурсам. В этой связи не зря постиндустриальное общество часто называют «обществом знания». Научные исследования являются предпосылкой инновационного развития. Соответственно, наука со стороны общества и государства требует приоритетного отношения и всемерной поддержки.
Такой прагматичной политики придерживаются все развитые и развивающиеся страны мира, инвестируя в науку, в инновационные процессы огромные средства.
Логика научных исследований. Формирование знания о различных сферах материального мира определяется всесторонним изучением процессов и явлений окружающей среды, познанием их сущности, глубинных структур, причинно-следственных связей, закономерностей, законов, управляющих их течением, системным теоретическим осмыслением. Иными словами, научные исследования увеличивают и расширяют горизонты знания и способствуют пониманию процессов и явлений в несравненно более широких пространственно-временных масштабах. «База знаний» содержит сумму знаний о прошлом, полезный опыт, дает возможность выработать ориентиры с учетом вызовов времени, потребностей жизни.
Система накопления «базы знания» – это основа стратегического выбора наилучших моделей развития и принятия решений частных практических задач.
Следовательно, «база знаний» должна быть основой как фундаментальных, так и прикладных исследований.
В области естественно-научного знания, например, применительно к селевым процессам, она представляет результаты познания закономерностей пространственно-временного распределения селей, обусловливающих их факторов, теоретического осмысления процессов формирования и развития, разработки методов расчета и прогноза, оценки риска и управления ими, которые в совокупности относятся к области фундаментальных исследований.
Собранные и систематизированные данные по объектам изучения являются информационной основой прикладных исследований, которые связаны с научным обоснованием решения конкретных задач.
Относительно селевых явлений необходимо определить время и место возникновения селей, их характеристики, связи с обусловливающими их факторами, нанесенный ущерб, выступающие в роли эмпирического базиса селевой науки. На основе учета этих параметров осуществляются научно обоснованные управленческие мероприятия по защите от воздействия селевых потоков.
Несомненно, основой накопленного или приобретенного знания является информация. Она, с одной стороны, объединяет и скрепляет все составляющие интеллектуального и научного потенциала и образует из них целостность, а с другой - является важным его компонентом. Создание информационных ресурсов с учетом потребностей в них формирует информационное общество, в котором каждый индивидуум, социальные сообщества, профессиональные объединения не только имеют доступ к имеющейся информации, но исходя из уровня интеллектуального развития, способны ее систематизировать, анализировать и дополнять собственными научно-инновационными идеями. Н. А. Назарбаев в Послании «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» отмечал: «Необходимо развивать инновационные формы доступа к интеллектуальной информации».
Согласно современной концепции информация [3] – это некая субстанция, передаваемая одним объектом другому и используемая последним для определенных действий. Информация в зависимости от спроса на нее может быть простой или очень сложной. Сложные структуры представляют иерархию в виде системы высокого уровня с соответствующими подсистемами нижнего уровня. Сбор, передача, прием и их интерпретация осуществляются исходя из набора текущих целей. Количество получаемой объектом информации определяется как мера устранения неопределенностей, препятствующих достижению его целей.
Следовательно, база знаний и информации, являясь основой естественных и общественно-научных исследований, охватывает непосредственные результаты наблюдений, систему обработки и анализа исследований, определения пространственно-временных закономерностей развития процессов и явлений, которые в совокупности нацелены на научно обоснованное принятие решений, в том числе на реализацию инновационных процессов (изобретения, новые технологии, доведенные до стадии коммерческого использования, и т.д.).
В этой системе знаний география является единственной научной дисциплиной, объединяющей общественно-гуманитарную и естественную составляющие как основу экологически обоснованного природопользования и устойчивого развития на национальном, региональном и отраслевом уровнях.
Основным направлением географической науки являются исследования фундаментальной проблемы взаимодействия природы и общества, которая в настоящее время актуализирована до невиданных масштабов в результате колоссального антропогенного прессинга на природу планеты Земля. Прикладные исследования связаны с научным обоснованием решения проблем в системе природопользования и обеспечением безопасности функционирования природно-хозяйственных систем.
Казахстан в этом отношении не является исключением. Наоборот, многие проблемы экологической трансформации природной среды приобретают необратимый характер. Наглядным свидетельством тому является территория реального экологического кризиса – Приаралье, Семипалатинский полигон. Нависла весьма ощутимая угроза и в других регионах страны и, в первую очередь, в Прибалкашье, на территории Алматинской области, в бассейне р. Иле в связи с процессом антропогенно обусловленного сокращения стока по этой реке. Эта территория относится к зоне потенциального кризиса.
Поэтому сегодня, как никогда, для нашей страны наряду с фундаментальными исследованиями, особенно важны прикладные НИР. Для наглядности приведу еще один пример, связанный с прикладными разработками Института географии.
В соответствии с Постановлением Правительства РК институту, в качестве научно-экспертной организации, было поручено обоснование по проектированию и возможности строительства Коксарайского водохранилища в Южно-Казахстанской области. Его реализация практически исключила ежегодные зимние паводки с подтоплением жилых массивов в низовьях реки Сырдарии и явилась основой решения проблемы устойчивости урожайности сельскохозяйственной продукции в Кызылординской области. Проект был осуществлен по прямому указанию Президента страны Н. А. Назарбаева, который принял деятельное участие и осуществлял непосредственный контроль на всех этапах реализации: проектирования, строительства и сдачи в эксплуатацию. Проект, как и предполагалось, оказался весьма эффективным. Строительство этого уникального, масштабного гидротехнического сооружения выполнено впервые в условиях независимого Казахстана. Государство сэкономило миллиарды тенге, оградив от зимних паводков, обеспечив безопасность объектов социально-экономического назначения. Наряду с этим аккумулированная зимняя вода в Коксарайской водоналивной плотине (объемом до 3 км3) в совокупности с Шардаринским водохранилищем (объемом до 5 км3) сегодня позволяет получать устойчивый урожай сельскохозяйственных культур.
Таким образом, база знаний и информации как основа фундаментальных и прикладных исследований является определяющим фактором экономического роста и улучшения качества жизни населения.
Управление научными исследованиями. Эффективность и результативность научных исследований напрямую зависят от обоснованности и нацеленности системы управления наукой. С нею связаны качественные преобразования в различных сферах знания. Казахстан во времена Советского Союза обладал высоким научным потенциалом. Научные исследования проводились в научно-исследовательских институтах академического профиля, основная деятельность которых была направлена на развитие фундаментальных исследований. Кроме академических институтов научно-прикладные или чисто прикладные исследования проводились в многочисленных отраслевых научно-исследовательских, научно-изыскательских институтах. Большой объем работы по созданию конкретных изделий выполнялся в проектно-конструкторских бюро предприятий. Таким образом, у каждого научно-исследовательского учреждения была своя область познания, присущая их функциям и целевым задачам. В постперестроечное время и в условиях экономического спада наука существенно деформировалась. Последствие этого процесса - результаты научных исследований, которые не востребованы экономикой или пользуются незначительным спросом, трудно внедряются в силу слабой в них инновационной составляющей. Н.А.Назарбаев в этой связи отмечает, что «…рост расходов на науку не сопровождается ростом технологических инноваций. Деньги на науку всегда выделялись, но наука работает сама на себя». Казахстан, тем не менее, с момента обретения независимости и на всех этапах последующей истории, по мере возможности экономики, проявляет заботу о формировании и развитии научного потенциала страны, оказывая ему поддержку, в том числе организационную, законодательно-правовую и финансовую.
Реформы в науке все еще продолжаются. Изменился статус ряда научно-исследовательских институтов, в том числе Института географии, приняты Законы «О науке» и коммерциализации научных исследований, о системе финансирования, НИП и т.д.
В условиях «ускорения исторического времени» в мире существенно изменяются функции, принципы, приоритеты и механизмы управления наукой.
Здесь управление наукой трактуется как целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления для перевода его в состояние, необходимое для достижения цели.
Под субъектом управления наукой Республики Казахстан понимается государственная структура управления, по соподчиненности разделяемая на уровни: страновой, отраслевой, региональный, локальный. Властные воздействия субъекта управления реализуются в организационно-распорядительных, экономических и морально-этических рычагах.
Объектом управления наукой является национальный научно-образовательный комплекс страны как совокупность университетов, государственных предприятий и частных учреждений (рисунок 1).
Рисунок 1 – Система управления наукой: субъект – рычаги – объект
В содержательном аспекте управление наукой состоит из набора функций – особых конкретных видов управленческой деятельности, к числу которых относятся планирование, организация, стимулирование, контроль. Каждая функция управления осуществляется посредством набора действий – управленческих процедур, состоящих из конкретных элементов – управленческих операций (рисунок 2).
Рисунок 2 – Структура системы управления наукой:
функции – процедуры – операции
Основными функциями управления наукой являются:
1.1. Планирование – обоснование направлений функционирования и развития науки, определение целей, задач и путей их реализации.
1.2. Организация – создание новых и реконструкция функционирующих научных структур для достижения запланированных целей.
1.3. Мотивация – создание эффективного механизма стимулирования функционирования и развития науки в условиях рыночных отношений.
1.4. Контроль – создание механизма количественной и качественной оценки и учета результатов функционирования и развития науки.
Схема управлениия проектами. В Казахстане довольно сложная система управления наукой. Научные исследования проводятся по разным министерствам и ведомствам.
В соответствии с основными функциями управления наукой, главным образом в части планирования, на рисунке 3 рассмотрена схема управления научными проектами, содержащая последовательно выполняемые этапы.
- Формирование реестра приоритетных научных проблем уполномоченными структурами (заказчиками) разного уровня: на страновом уровне – МОН РК; на отраслевом – МОН РК, министерства, ведомства; на региональном – МОН РК, министерства, ведомства, акиматы; на локальном уровне - МОН РК, ведомства, акиматы, предприятия разной формы собственности. Они выступают в качестве заказчиков.
- Проведение отбора заявленных программ и проектов (фундаментальных, рисковых, поисковых) на основе конкурсных процедур по существующей системе рассмотрения заявок. Предлагается выделение средств не более 30% от общего объема.
Прикладные проекты программно-целевого финансирования формируются на основе реестра приоритетных научных проблем. Заказчик определяет тематику, задачи научных исследований. Объем выделяемых средств должен быть не менее 70% от общего объема.
Проектное финансирование научных исследований осуществляется Постановлением Правительства на бесконкурсной основе, посредством выделения специальных ресурсов. Они являются единичными.
- Поэтапное прохождение отобранных проектов на основе заключения экспертизы, решения ВНТК и ННС, Постановления Правительства.
- Выполнение научных исследований в соответствии с утвержденными программами и выделенным финансированием.
Рисунок 3 – Схема управления наукой в Казахстане
- Сдача результатов выполнения научных исследований заказчику с заключениями экспертизы и решениями ННС.
При этом полагается, что фундаментальные исследования – это прерогатива МОН, а прикладные – отраслевых и региональных государственных структур. Большой объем работ аналитической направленности проводится по линии международных организаций.
В целом в Казахстане проводятся достаточно масштабные исследования по разным направлениям, многие из которых являются продолжением исследований советского времени. Вопрос – на сколько они являются актуальными, сегодня трудно оценить. Убежден, то, что было позволительно в условиях Советского Союза, когда выделялись огромные ресурсы на науку, в современных экономических условиях является роскошью. В нашем обществе у отдельных чиновников сложилось мнение, что на научные исследования в нашей республике тоже выделяют огромные финансовые ресурсы, а отдача практически незаметна. Несомненно, государство уделяет должное внимание развитию науки. Она обеспечена финансированием на 0,20 - 0,26% от ВВП. В России эта величина составляет 1,2%, в Беларуси – 0,7%, Азербайджане – 1,0%. В развитых государствах мира выделяют порядка 3%. В целом для успешного и поступательного развития науки, как было озвучено на последнем Астанинском экономическом форуме, доля финансирования должна быть в пределах 7%.
Соответственно результативность научных исследований напрямую зависит от объема выделяемых ресурсов.
Даже в этих условиях, некоторые разработки отечественных ученых являются беспрецедентными. Но, к сожалению, есть огромная проблема с внедрением результатов научных исследований, которая, как правило, не зависит от ученых-разработчиков. Здесь имеются весьма серьезные объективные и субъективные причины. Понятно всем, что систему внедрения необходимо наладить. Принятый Закон «О коммерциализации…» в этом плане является шагом в правильном направлении, но он не решает все проблемы внедрения результатов научных исследований в целом.
Сегодня на уровне государства приоритеты имеются, но они являются общими, глобальными и в них можно вписать и непрофильные проекты. Их можно постоянно разрабатывать, иной раз как высокую науку, но они, как правило, не отличаются востребованностью ни у общества, ни у государства. Безусловно, такие проекты тоже нужны, но тогда лишь как приращение или получение новых знаний. Если так, то они должны, возможно, поддерживаться государством через Фонд науки, как и все области научного знания, связанные с разработками фундаментального, рискового и поискового характера, по естественным, физико-математическим и гуманитарным наукам.
Перспективы развития науки Казахстана напрямую зависят от того, что хочет государство получить от науки. Для этого необходимо определить конкретизированные приоритеты научного и научно-технического развития страны.
Например, для географической науки Институтом географии в соответствии со «Стратегией – 2050» определены основные направления:
- Оценка и прогноз ресурсов и режима поверхностных вод Республики Казахстан с учетом изменения климата и хозяйственной деятельности, разработка географических основ обеспечения водной безопасности республики как основы устойчивого развития.
- Выявление закономерностей формирования и распределения опасных стихийных явлений, природных катастроф и экологически опасных изменений природной среды с оценкой их социально-экономических последствий.
- Оценка природно-ресурсного потенциала республики, разработка информационно-аналитической базы национальных и региональных программ рационального природопользования, охраны окружающей среды, реконструкции экологически дестабилизированных природно-хозяйственных систем.
- Эволюция климата в Казахстане: проблемы оценки уязвимости и адаптации социально-экономической сферы к ожидаемым изменениям.
- Атласное картографирование географических систем национального, регионального и отраслевого уровней с использованием современных геоинформационных технологий.
Каждое из этих направлений, несомненно, является востребованным не только в республике, но и в мире.
С этих позиций, может быть, здесь следует по каждой отрасли определить и сформулировать реестр научных, научно-прикладных и прикладных проблем на уровне страны и регионов и, возможно, крупных предприятий с соответствующими объемами финансирования. Что-то похожее на это в свое время наш институт помог разработать МООС РК. Проблемы могут быть крупными, страновыми, требующими комплексного решения, либо отраслевыми, региональными и локальными, связанными с решением частных задач.
При этом надо учесть и то, что кроме существующей системы отбора по программам программно-целевых и грантовых проектов необходимо обеспечить неуклонное оперативное исполнение поручений Президента республики, Премьер - Министра, вице-премьеров, Совета безопасности по выполнению отдельных архиважных проектов, с позиции особой необходимости требующих детального исследования с предоставлением научно обоснованных предложений. Такого плана научно-прикладные работы требуют отработки механизмов внеконкурсного отбора, в виде специального проектного финансирования. Как это было в бытность СССР, масштабные научные программы прикладной направленности определял и финансировал ГКНТ СССР. Такая практика ныне используется ШОС.
К сожалению, действующая система конкурсного отбора в какой-то степени позволяет распыление средств на мизерные суммы в порядке 5-10 млн тенге в год на проект. И это, прежде всего, связано с тем, что многие ученые поставлены в такие условия, когда они вынуждены заявить несколько проектов, чтобы полученная сумма в какой-то степени отвечала бы их интересам. Отсюда и мелкотемье. Но как ни странно, положительным здесь является то, что это позволяет в какой-то степени сохранить научный потенциал институтов.
В целом все понимают, что необходимо разрабатывать одну значимую, востребованную тему с достаточным объемом финансирования, чем несколько мелких.
В условиях современного Казахстана в этом плане имеется определенный опыт. Например, по прямому поручению Президента страны Институт географии и его партнеры выполнили крупные научно-прикладного характера исследования, посвященные обеспечению водной безопасности. Результаты этой программы обсуждены и одобрены на заседании Совета безопасности во главе с Президентом страны. Выполненные исследования опубликованы в 30-томной монографии по воде.
Другим примером является проект по строительству Коксарайской контррегулирующей водоналивной плотины.
Система оценки результатов НИР. В принятой системе оценка результатов научных исследований, по мнению многих ученых, выполняется по следующим формальным критериям: наличие публикаций в журналах с импакт-фактором, патентов, актов внедрения. Отметим, что патенты по ряду отраслей науки принципиально нереальны (гуманитарные направления, география, например). Можно получить уникальный научный результат, но это не принимается во внимание, так как нет патента и публикаций с импакт-фактором, и поэтому проект получает низкую оценку.
Предложение. Необходимо разработать дифференцированную систему оценок результатов НИР по различным областям науки - общественным, естественным, физико-математическим, техническим. По каждому направлению исследований должна быть специализированная система оценок, отражающая сущность данного научного направления, и разработана методика их применения. Прием результатов исследований наряду с уполномоченным органом должен осуществлять конкретный потребитель на всех этапах разработок. Следует рассмотреть и процедуру внеконкурсного финансирования в соответствии с поручениями высшего руководства республики. В целом лучше разрабатывать одну значимую, востребованную тему с достаточным объемом финансирования, чем несколько мелких.
Необходимо приоритетное финансирование крупных востребованных научно-технических программ и не распылять средства на выполнение мелких проектов.
Подготовка кадров. В мире многие научные разработки по проектам выполняются при подготовке диссертационных работ.
Предложение. Думаю, необходимо повысить требования к PhD диссертациям до уровня прежних кандидатских. Подготовка должна осуществляться на положениях прежней аспирантуры. Такая форма не противоречит принципам Болонского соглашения. Кроме того, необходимо ввести подготовку постдокторских или полноценных докторских диссертаций и это право следует предоставить научно-исследовательским институтам: исключить возможность защиты диссертаций лицами, не занимающимися на профессиональной основе научной деятельностью.
В заключение хочу сказать, что сегодня исследования должны соответствовать самым передовым разработкам, существующим в мире, в развитых странах. Подавляющее большинство исследований должны быть направлены на решение конкретных научных и практических задач, должны иметь прагматические цели, которые ставит общество, государство, производство. Следует стремиться превратить знания в инновацию, технологию. В этом плане должен сказать, что наши НИИ, ученые обладают большим потенциалом, поэтому их нужно больше привлекать для решения крупных и частных научных проблем, а не ориентироваться на зарубежных ученых.
Для повышения обоснованности и оперативности принятия решений в области управления наукой в плане определения тематики проекта, их востребованности, этапов прохождения, контроля и использования результатов исследований представляется необходимой разработка геоинформационной системы «Наука Казахстана и использование результатов НИР».
И последнее, в условиях кризиса, как говорит наш Президент, мы должны больше инвестировать в науку и подготовку кадров - это будет стратегически правильным шагом.
Литература
- Наука для XXI века. Новые обязательства. Всемирная конференция по науке. - Будапешт, Венгрия, 26 июня - 1 июля 1999 г.
- Медеу А.Р., Мальковский И.М., Толеубаева Л.С. Водные ресурсы Казахстана: оценка, прогноз, управление. – Алматы, 2012, Т.1.
- Из выступления Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева на форуме «Инновационный Казахстан – 2020» 13 мая 2011 г. – Алматы: Жеті жарғы, 2011.