Утверждена
решением Правления
АО «ННТХ «Парасат»
от «____» сентября 2011 года №____
Одобрена
решением Наблюдательного совета ТОО «Институт географии»
от «___» с________2014 года № ___
Стратегия развития
Товарищества с ограниченной ответственностью «Институт географии» на 2011 – 2020 годы
Содержание
стр. | ||
Введение | 2 | |
1. | Анализ текущего состояния | 3 |
1.1. | Анализ внешней среды | 3 |
1.2. | Анализ внутренней среды | 5 |
2. | Миссия и видение | 9 |
3. | Стратегические направления деятельности, цели, ключевые показатели деятельности и ожидаемые результаты по ним | 10 |
3.1. | Стратегическое направление – Реализация полного научно-инновационного цикла от исследования до внедрения результатов научной и (или) научно-технической деятельности в приоритетных направлениях деятельности Института | 10 |
3.2. | Стратегическое направление – Эффективное управление активами Института | 15 |
Заключение | 17 | |
г. Алматы, 2014 год
Введение
Товарищество с ограниченной ответственностью «Институт географии» (далее – Институт либо ТОО «Институт географии») создано и зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством РК. Единственным участником товарищества является АО «Национальный научно-технологический холдинг «Парасат».
Настоящая Стратегия развития Института на 2011 – 2020 годы (далее – Стратегия) соответствует принципам развития Республики Казахстан, заложенным в таких стратегических документах, как:
1) Посланием Главы государства народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»
2) Посланием Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия Казахстан - 2050; новый политический курс состоявшегося государства»
3) Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 10 октября 1997 года «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев»;
4) Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922
«О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»;
5) Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958
«О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан»;
7) постановление Правительства Республики Казахстан от 19 февраля
2011 года № 160 «Об утверждении Стратегического плана Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011 – 2015 годы»;
8) постановление Правительства Республики Казахстан от 1 августа
2011 года № 892 «Об утверждении Стратегии развития АО «Национальный научно-технологический холдинг «Парасат» на 2011 – 2020 годы».
9) Проект Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015- 2019 годы
10) Указ Президента Республики Казахстан от 23 января 2014 года № 733 Общенациональный План Мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее»
Настоящий документ определяет основные стратегические цели и задачи развития ТОО «Институт географии» на период 2010 - 2020 годов, которые тесно взаимосвязаны со Стратегией развития его единственного участника – АО «Национальный научно-технологический холдинг «Парасат».
Реализация поставленных в Стратегии целей и задач основана на обеспечении эффективного взаимодействия всех структурных подразделений ТОО «Институт географии». По результатам реализации Стратегии будет осуществляться оценка деятельности ТОО ««Институт географии».
Все программные и плановые документы ТОО «Институт географии» будут разрабатываться с учетом положений настоящей Стратегии либо будут приведены в соответствие с ней.
-
Анализ текущего состояния
1.1. Анализ внешней среды
Развитие отраслей экономики Казахстана в последние десятилетия следовало по пути экстенсивного природопользования, при котором природно-ресурсный потенциал территорий рассматривался в основном как средство достижения хозяйственных целей. Игнорирование средообразующих и жизнеобеспечивающих функций природной среды послужило причиной дестабилизации экологической обстановки в ряде регионов Казахстана, следствием которой стало снижение экономического потенциала территорий и повышение социальной напряженности.
Главными целями государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, обозначенными в Стратегиях 2030 и 2050 и Стратегическом плане 2020, Общенациональный план Мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» являются стабилизация качества окружающей среды, обеспечение благоприятной среды обитания человека, сохранение природных ресурсов для будущих поколений.
В свете изложенного, весьма актуальным в настоящее время и обозримом будущем является обеспечение методической, аналитической и информационной поддержки государственных, региональных и местных программ и проектов природоохранной направленности. Решение указанных научных проблем находится в рамках фундаментальных и прикладных исследований территориальной организации системы «природа-общество», что составляет суть современной географии и геоэкологии.
Основным назначением Института является осуществление научной и научно-технической деятельности в области географии. Предметом деятельности Института являются фундаментальные и прикладные исследования в области географического обеспечения устойчивого развития Республики Казахстан, как основы социального прогресса, экономического роста и экологической безопасности страны. Целями деятельности Института являются: изучение современных закономерностей эволюции географической среды и динамики природно-ресурсного потенциала географических систем республики; оценка и прогноз ресурсов и режима поверхностных вод Республики с учетом изменений климата и хозяйственной деятельности; выявление закономерностей формирования опасных стихийных явлений, природных катастроф и экологически опасных изменений природной среды; создание научно-методической и аналитической базы управления состоянием географической среды как основы национальных и региональных программ рационального природопользования, охраны окружающей среды, реконструкции экологически дестабилизированных природно-хозяйственных систем, социально-экономического развития Республики Казахстан; создание и совершенствование средств геоинформационного и картографического обеспечения деятельности исследовательских, планирующих и управленческих организаций в области природопользования.
За 75 года своей деятельности Институт развил до международного уровня следующие основные направления географической науки: гидрологию, гляциологию, геоморфологию, ландшафтоведение, принимал участие в решении научных и научно-прикладных проблем во всех крупных государственных и межгосударственных проектах (Приаралье, Прибалкашье, Прикаспий, Семипалатинский регион и др.).
Наряду с выполнением широкого спектра работ по государственной программе фундаментальных исследований Институт традиционно выполняет большой объем хоздоговорных разнонаправленных работ прикладного характера.
Международный авторитет Института вырос. Высокую оценку получили разработки на международных и республиканских форумах. Зарубежные специалисты проявляют научный интерес к методологии и методам проведения исследований и их результатам. Мировой уровень научных исследований подтверждается совместными работами по программам и проектам с компаниями и учреждениями дальнего зарубежья. Начиная с 1992 г. Институт участвует в выполнении Международных проектов, выполняемых на средства ПРООН, ЮНЕСКО, НАТО, фонда Маккартуров, различных фондов Европейского Союза (ИНТАС, Коперникус и др.).
Экономические и финансово-хозяйственные факторы внешней среды. Фундаментальной базой создания инноваций является научная инфраструктура. Казахстан обладает значительным научно-техническим потенциалом, однако влияние отечественной науки на развитие экономики страны остается слабым. В этой связи необходимо рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Одной из основных проблем, оказывающих определяющее влияние на научно-техническое развитие, является недостаточный уровень финансирования науки. Так, годовой объем финансирования научных исследований в стране за последние 5 лет составляет 0,2 – 0,3 % от внутреннего валового продукта, в то время как пороговый уровень определенный экспертами – 1 %, ниже которого происходит разрушение научно-технического потенциала страны, а наиболее эффективный уровень развития науке достигается при показателе 3% в ВВП.
В структуре научно-исследовательских работ (далее – НИР) в последние годы фундаментальные исследования составляли порядка 21 %, прикладные – 71 %, опытно-конструкторские работы – 8 %. В экономически развитых странах соотношение фундаментальных, прикладных исследований и ОКР составляет 20-30-50 %. В результате подавляющая часть научных разработок не доводится до получения законченной научно-технической продукции, готовой к внедрению в производство.
В то же время, постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2010 года № 1308 «Об утверждении Программы по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010-2014 годы» (далее – Программа развития инноваций) предусматривается увеличение к 2015 году государственных расходов на науку и инновации до 1 % от внутреннего валового продукта.
Также имеет место низкий уровень заинтересованности во внедрении инноваций реальными секторами экономики и отсутствие связи между программами научных исследований и инновационными планами предприятий. Это связано с отсутствием в стране отработанных механизмов передачи знаний в реальный сектор, а также действенных стимулов у предприятий для внедрения новшеств. В этой связи, Программа развития инноваций нацелена на создание условий для развития высокотехнологичного малого и среднего бизнеса.
Политические и правовые факторы внешней среды. В последнее время руководством страны принят ряд мер, благоприятствующих развитию науки и инноваций, которые будут влиять на долгосрочные и среднесрочные планы деятельности Института.
18 февраля 2011 года Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О науке», направленный на регулирование отношений в области науки и научно-технической деятельности, определение основных принципов и механизмов функционирования и развития национальной научной системы страны, предусматривающий новую модель системы управления наукой. Согласно данному закону принципиально повышается роль ученых во всей вертикали принятия решений, будут совершенствоваться научно-техническая экспертиза, введена новая система финансирования исследований. Очень важным для научно-технического развития страны является включенный в указанный закон механизм предоставления государственным научным организациям и высшим учебным заведениям права на создание инновационных предприятий.
1.2. Анализ внутренней среды
Основным предметом деятельности Института является осуществление научной, инновационной, научно-технической, производственно-хозяйственной деятельности в области географического обеспечения устойчивого развития Республики Казахстан, как основы социального прогресса, экономического роста и экологической безопасности страны.
Сфера деятельности ТОО «Институт географии»
- проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в рамках государственных, региональных, отраслевых, международных и иных программ и проектов, а также по грантам отечественных и зарубежных фондов в области географии и геоэкологии, охраны окружающей среды;
- участие в разработке предложений по государственным приоритетам развития природно-хозяйственных систем и водохозяйственных комплексов республики;
- участие в определении приоритетов и основных направлений фундаментальных и прикладных исследований в области географических наук; участие в разработке проектов государственных, региональных, отраслевых, межотраслевых научных и научно-технических программ в области географических науки;
- формирование основных направление и планов научных исследований, проведение приемки законченных научных исследований, выполненных Институтом;
- создание условий для выполнения и научно-информационного обеспечения фундаментальных и прикладных научных исследований, формирование современной материально-технической базы и инфраструктуры, создание стационаров, станций, открытых лабораторий;
- участие в подготовке и подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием, послевузовская подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации через аспирантуру, докторантуру, соискательство, предоставление творческих отпусков; проведение аттестации сотрудников Института;
- дополнительное профессиональное образование путем повышения квалификации и переподготовки кадров через организацию стажировок научных работников, курсов по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников Института, а также работников природоохранных организаций и предприятий водохозяйственных комплексов;
- формирование и укрепление кадрового потенциала Института, участие в анализе и планировании перспективной потребности в научных и научно-педагогических кадрах по направлениям деятельности Института;
- осуществление сотрудничества с высшими учебными заведениями по вопросам проведения научных исследований и подготовки кадров, участие и создание научно-образовательных комплексов в целях расширения и укрепления связей с высшей школой;
- осуществление международного научного и научно-технического сотрудничества и внешнеэкономической деятельности; развитие научно-технических связей и сотрудничество с профильными научными центрами зарубежных стран, участие в работе специализированных международных организаций по направлениям деятельности Института, участие в организации и деятельности международных научных центров;
- установление прямых связей с научными и производственными организациями и предприятиями различных форм собственности, реализация совместных проектов и осуществление научного сотрудничества по профилю Института;
- участие в изыскательской, аналитико-экспериментальной деятельности для создания предприятий по выпуску картографической продукции;
- оказание информационных, консалтинговых и маркетинговых услуг по всему циклу закрепленных за Институтом научных направлений;
- участие в экологическом аудите предприятий природно-хозяйственных и водохозяйственных комплексов;
- участие в научной и экологической экспертизе проектов законов, нормативных правовых актов, а также научных программ и проектов по направлениям деятельности Института с выдачей кратко- и долгосрочных прогнозов, предложений;
- формирование банков данных для решения научно-технических и инженерных задач предприятий природно-хозяйственных и водохозяйственных комплексов; по отечественным и зарубежным научным разработкам и технологиям; анализ и подбор конкретных проектов;
- обеспечение защиты интеллектуальной собственности, защиты научного и государственного приоритета по работам, выполненным в Институте, приобретение и передача прав на объекты интеллектуальной собственности и конфиденциальную научную, научно-техническую и технологическую информацию;
- осуществление пропаганды достижений науки, организация и проведение международных и республиканских съездов, сессий, конференций, семинаров, совещаний, выставок;
- издание научных журналов, монографий, сборников научных трудов и других рекламно- информационных материалов по профилю Института.
Приоритетными направлениями деятельности Института на перспективу определены следующие:
- Географическое обеспечение Государственной Программы водными ресурсами Республики Казахстан до 2050 г.;
- Создание научных основ обеспечения безопасности жизнедеятельности в районах развития опасных природных процессов;
- Географические основы обеспечения экологически устойчивого развития природно-хозяйственных систем Республики Казахстан.
Приоритетные направления деятельности Института будут регулярно рассматриваться Ученым и Наблюдательным советами и по необходимости обновляться с учетом тенденций развития экономики и общества.
В составе Института (на 01.01.2014 г.) трудится 183 сотрудников, в том числе 1 академик НАН РК, 1 член-корреспондент НАН РК, 14 докторов наук, 31 кандидат наук, 1 Ph D, 5 лауреатов Государственной Премии в области науки и техники 2013 года.
В структуре Института объединены 2 научных отдела, 9 лабораторий и 6 круглогодичных стационаров.
Институт географии – один из старейших исследовательских центров академического профиля в Казахстане и единственный НИИ географического профиля в Центрально-азиатском регионе, что является основой его высокой конкурентоспособности .
По оценке результатов финансово-хозяйственной деятельности за 2013 год доходы Института составляют 780,0 млн. тенге, а расходы – 774,0 млн. тенге Неконсолидированные доходы Института включают доходы организации из бюджетных источников на проведение фундаментальных и прикладных исследований – 92 % и внебюджетные источники – 8 %.
Ниже приводятся результаты SWOT-анализа текущего состояния Института.
Слабые стороны:
1) высокая степень зависимости от бюджетного финансирования;
2) низкий статус самостоятельности Института, большие затраты времени на получение разрешительных документов: на участие в тендерах, необходимые командировки, приобретение лабораторного оборудования и др.;
3) сложность в получении данных для выполнения ПФИ, госзаказов из других организаций, ведомств;
4) недостаток квалифицированных кадров по отдельным специальностям;
Сильные стороны:
1) возможность интеграции деятельности научно-исследовательских лабораторий, входящих в состав Института, и получения за счет этого синергетического эффекта;
2) высокий профессиональный уровень научных кадров Института;
3) наличие результатов научной и (или) научно-технической деятельности, имеющих прикладное значение и готовых к внедрению;
4) наличие партнерских отношений и деловых связей по основным направлениям деятельности с отечественными и зарубежными научно-исследовательскими центрами;
5) высокий уровень востребованности результатов НИР;
6) наличие периодического издания жинала «Вопросы географии и геоэкологии».
Внешние угрозы:
1) Риск уменьшения объема государственных инвестиций и объема государственного научного заказа по фундаментальным исследованиям, риск потери научных направлений и кадров;
2) Угроза сокращения финансирования прикладных разработок в структуре расходов на науку;
3) Риск природных и техногенных ЧС (пожары, землетрясения и т.п.);
4) Несоответствие структуры статей расходов государственного заказа фактическим затратам.
Возможности:
1) Участие в проведении стратегических исследований, направленных на решение приоритетных научных и научно-технических задач РК.
2) Появление у ТОО «Институт географии» подразделений по интеграции научной и образовательной деятельности.
3) Повышение уровня коммерциализации своей научной деятельности.
4) Повышение эффективности использования кадрового и материально-технического потенциала.
5) Модернизация научных стационаров.
6) Расширение сотрудничества с международными научными организациями и фондами (в т.ч. привлечение для разработки научных проектов).
- Миссия и видение
Миссия – Развитие фундаментальной и прикладной географической науки в Республике Казахстан до мирового уровня и создание научно-технологической и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности в сфере водной безопасности страны, природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций и проблем опустынивании. Разработка научных основ устойчивого развития Республики Казахстан для экологически безопасного функционирования жизнедеятельности населения страны
Видение – К 2020 году ТОО «Институт географии», как и в настоящее время, будет головной организацией в Республике Казахстан, занимающейся комплексными проблемами взаимодействия природы и общества в условиях возрастающего антропогенного воздействия на окружающую среду, исследования которого будут ориентированы на решение актуальных географических и геоэкологических проблем Казахстана, на оценку природно-ресурсного потенциала и поверхностных вод трансграничных бассейнов республики, на разработку мер по реабилитации экологически дестабилизированных территорий. Институт будет оснащен современным оборудованием для натурных исследований, проводящим полевые стационарные исследования, использующим дистанционные методы исследований и ГИС-технологии, имеющим в своем составе около 50 % молодых ученых, регулярно участвующих в международных конференциях и публикующихся в зарубежных изданиях.
- Стратегические направления деятельности, цели, ключевые
показатели деятельности и ожидаемые результаты по ним
Определены следующие стратегические направления деятельности:
1) реализация полного научно-инновационного цикла от исследования до внедрения результатов научной и (или) научно-технической деятельности в приоритетных направлениях деятельности Института;
2) эффективное управление активами Института.
3.1. Стратегическое направление – Реализация полного научно-инновационного цикла от исследования до внедрения результатов научной и (или) научно-технической деятельности в приоритетных направлениях деятельности Института
Цель 1: Обеспечение экономики востребованными и конкурентоспособными инновационными научными разработками
в приоритетных направлениях деятельности Института
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач, являющихся научной основой управления безопасностью развития ПХС и безопасностью жизнедеятельности населения РК
Задачи:
1) анализ научно-технических проблем, задач и потребностей в приоритетных для Института научных направлениях с целью формирования портфеля заказов на научно-прикладные разработки;
2) оценка возможностей коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности с целью формирования портфеля перспективных инновационных проектов в приоритетных для Института научно-исследовательских направлениях;
3) разработка и реализация социально значимых и востребованных отечественной экономикой научно-технических программ и проектов по основным научным направлениям деятельности Института:
- Географические основы сбалансированного водообеспечения природно-хозяйственных систем Казахстана.
- Географические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в зонах проявления опасных природных процессов Казахстана.
- Географическое обеспечение экологически безопасного развития и функционирования природно-хозяйственных систем Казахстана
в том числе: с привлечением зарубежных ученых и экспертов, казахстанских ученых, проживающих за границей, а также признанных на международном уровне компаний и научных центров мира, организаций зарубежных стран в области научных исследований (ЮНЕСКО, ИСЕСКО, НАТО, СРДФ, МНТЦ, ИНТАС, Comstech ОИК, ШОС, ОЭС); совместных научно-технических проектов с Назарбаев Университетом, социально-предпринимательскими корпорациями, национальными компаниями и крупными предприятиями, в том числе с использованием преимуществ свободных экономических зон, в первую очередь, Парка инновационных технологий.»
Ключевые показатели:
1) количество разработанных научно-технических программ не менее 3 ежегодно – по 2015 год, а с 2016 года – не менее 4 ежегодно;
2) количество реализуемых научно-технических программ не менее 2, с достижением 3 – к 2015 году, 5 – к 2020 году, в том числе, начиная с 2014 года, не менее 1 по рациональному использованию водных ресурсов и решению проблем водообеспечения, в том числе совместных научных исследований с ведущими научными центрами мира – не менее 1 к 2015 году и 2 – к 2020 году, количество привлеченных к разработке и реализации научно-технических программ и проектов зарубежных ученых и экспертов, казахстанских ученых, проживающих за границей не менее 1 ежегодно, с достижением 2 – к 2015 году, 3 – к 2020 году.
Цель 2: Обеспечение процесса передачи и обмена знаниями
Задачи:
1) интеграция научной и образовательной деятельности в республике по соответствующим направлениям деятельности Института, в том числе путем:
предоставления возможности студентам, магистрантам и докторантам выполнять НИР на базе Института;
привлечения ученых в образовательный процесс для передачи новых научных знаний в сферу подготовки специалистов;
2) создание системы передачи приоритетных для Института научных достижений отечественных и зарубежных ученых в заинтересованные Министерства и ведомства РК и бизнес-среду для поиска потенциальных инвесторов, в том числе путем:
публикаций в средствах массовой информации;
организации Институтом круглых столов, конференций, семинаров, выставок и презентаций;
подписания консорциальных соглашений и меморандумов.
Ключевые показатели:
1) количество студентов, магистрантов и докторантов, привлеченных к выполняемым НИР не менее 5, количество ученых занятых в образовательном процессе не менее 5 ежегодно, с достижением этих показателей соответственно к 2015 году – 6 и 6, а к 2020 году – 8 и 8;
2) количество научных публикаций в международных изданиях 15, в том числе с высоким рейтингом не менее 4 ежегодно, с достижением этих показателей соответственно к 2015 году – 16 и 5, а к 2020 году – 17 и 5;
3) количество подготовленных монографий, учебников и учебных пособий, в том числе электронных не менее 3, ежегодно, издаваемых журналов – не менее 1 наименования, в том числе, начиная не позднее 2016 года коммерческого научно-популярного раздела в журнале, пополнение библиотечного фонда новыми актуальными изданиями и литературой не менее 20 единиц ежегодно, проведенных научных конференций и семинаров – не менее 2 в год, выставок научных достижений и презентаций - не менее 1 раза в два года, заключенных консорциальных соглашений и меморандумов – не менее 1 ежегодно, реализованных проектов в рамках созданных научно-образовательных консорциумов - не менее 1 в три года, с достижением этих показателей соответственно к 2015 году – 4, 1, 25, 2, 1, 1, а к 2020 году – 5, 2, 30, 3, 2, 2, 1.
Цель 3: Обеспечение эффективной коммерциализации
результатов научной и (или) научно-технической деятельности
Задачи:
- взаимодействие с международными инновационными инкубаторами в целях коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности.
Ключевые показатели:
1) количество разработанных технико-экономических обоснований (ТЭО) и бизнес-планов к 2015 году – 2 и 4, а к 2020 году – 5 и 10 при наличии соответствующих лицензий;
2) количество научных разработок в портфеле проектов Центра коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности не менее 1 в два года.
Цель 4: Внедрение отечественных и трансферт передовых зарубежных технологий
Задачи:
1) создание механизма и обеспечение внедрения результатов научной и (или) научно-технической деятельности отечественных ученых в Республике Казахстан по приоритетным направлениям деятельности Института;
2) проведение мониторинга и выявление современных зарубежных технологий на предмет востребованности и возможности адаптации в реалиях Казахстана.
Ключевые показатели:
1) количество разработанных научно-технических проектов, не менее 1 за два года и внедренных отечественных и зарубежных результатов научной и (или) научно-технической деятельности не менее 1 за три года;
2) количество созданных совместных предприятий в соответствии с приоритетными направлениями деятельности Института, а также в сферах экологический аудит и экспертиза, консалтинговые и иные услуги, выпуск картографической, книжной и иной продукции, экологический туризм и отдых, а также в других направлениях деятельности Института, не менее 1 в пять лет, с достижением данного показателя за период 2011-2020 годы – не менее 2.
Ожидаемые результаты по стратегическому направлению – Реализация полного научно-инновационного цикла от исследования до внедрения результатов научной и (или) научно-технической деятельности в приоритетных направлениях деятельности Института
Институт станет образцовой моделью реализации полного научно-инновационного цикла от исследования до внедрения результатов научной и (или) научно-технической деятельности в приоритетных направлениях деятельности Института:
Приоритетное направление 1: Географическое обеспечение Программы развития и модернизации водного хозяйства Республики Казахстан до 2020 г.:
1) Будут даны оценка и прогноз динамики гляциосферы Казахстана;
2) Будут даны оценка и прогноз возобновляемых ресурсов поверхностных вод Казахстана с учетом климатически и антропогенно обусловленных изменений;
3) Разработаны географические основы устойчивого водообеспечения природно-хозяйственных систем Республики Казахстан.
Приоритетное направление 2: Создание научных основ обеспечения безопасности жизнедеятельности в районах развития опасных природных процессов:
1) Установлены закономерности формирования и развития опасных природных процессов.
- выявлены природные и антропогенные факторы, влияющие на формирование опасных природных процессов;
- определены механизмы формирования опасных природных процессов.
2) Определены подверженность населения и экономики Казахстана воздействию опасных природных процессов.
- выявлены территории, подверженные воздействию опасных природных процессов.
- выполнена оценка опасности воздействия опасных природных процессов.
3) Разработаны предложения по предотвращению ущерба от опасных природных процессов.
- выполнена оценка уровня риска возникновения ущерба от опасных природных процессов.
- разработаны предложения по управлению природным риском и защитным мероприятиям.
Приоритетное направление 3: Географические основы обеспечения экологически устойчивого развития природно-хозяйственных систем Республики Казахстан в условиях региональных и глобальных вызовов и угроз:
- идентифицированы природные и антропогенные опасности и угрозы экологически устойчивого развития ПХС РК в активно осваиваемых регионах Казахстана;
- разработаны теоретические и методологические основы экологически устойчивого развития природно-хозяйственных систем РК в условиях изменений природной среды и активного антропогенного воздействия с разработкой подходов, принципов, методов оценки и картографирования
- выявлены пространственно-временных закономерности развития природно-хозяйственных систем РК, как основа устойчивого управления экологическим состоянием
- разработаны научно-обоснованные рекомендации для обеспечения экологически устойчивого развития природно-хозяйственных систем Республики Казахстан
Реализация целей и задач стратегического направления позволит получить следующие результаты:
1) исследования будут переориентированы на получение востребованной научной продукции, повышена их результативность и обеспечен количественный и качественный рост результатов научной и (или) научно-технической деятельности, готовых к коммерческому применению;
2) обеспечена эффективная правовая охрана и учет результатов научной и (или) научно-технической деятельности, полученных за счет бюджетных средств;
3) улучшена кооперационная связь между субъектами инновационной системы от исследований до внедрения результатов научной и (или) научно-технической деятельности в производство;
4) увеличен спрос на инновации и результаты научной и (или) научно-технической деятельности в приоритетных направлениях деятельности Института;
5) получит развитие малое инновационное предпринимательство и повысится объем инновационной продукции отечественного производства в приоритетных для Института секторах экономики;
6) усилится интеграция Института в мировое научное сообщество;
7) повысится социальный статус научных работников Института за счет развития производственно-хозяйственной и инновационной деятельности путем их внебюджетного финансирования.
В частности, будут:
1) получены крупные научно-технические достижения мирового уровня в таких приоритетных направлениях деятельности Института, как управление водными ресурсами и водная безопасность, обеспечения безопасности жизнедеятельности в районах развития опасных природных процессов, обеспечения экологически устойчивого развития природно-хозяйственных систем РК а также в смежных областях;
2) инициированы новые высокотехнологичные производства и отрасли, способные обеспечить Казахстану свои ниши на рынке современных технологий;
3) созданы условия для последовательной разработки и апробации инновационных технологий по приоритетным направлениям деятельности Института, что позволит ускорить процесс и увеличить количество внедряемых технологий в промышленности и организовать новые малые наукоемкие производства;
4) широко применяться электронные учебники и учебные пособия, что способствует модернизации системы образования, позволит повысить качество образования и индекс страны по развитию информационно-коммуникационных технологий;
5) решены задачи по наращиванию и восполнению водных ресурсов, обеспечению экологической и водной безопасности, устойчивому развитию природно-хозяйственных систем РК.
3.2. Стратегическое направление – Эффективное управление активами Института
Цель 1: Создание эффективной системы по стратегическому и оперативному управлению
Задачи:
1) совершенствование системы корпоративного управления, повышение уровня корпоративной культуры и внедрение принципов корпоративной и социальной ответственности;
2) внедрение Системы менеджмента качества в соответствии
со стандартом СТ РК ИСО 9001.
Ключевые показатели:
1) «уровень оценки корпоративного управления при шкале от 1 до 4: планируемые к достижению значения к 2015 году – 2, к 2020 году – 4;»
2) получение Институтом к 2015 году сертификата соответствия стандарту СТ РК ИСО 9001.
Цель 2: Эффективное управление научно-техническим потенциалом, в том числе инфраструктурой и человеческими ресурсами
Задачи:
1) развитие и совершенствование структуры активов Института в целях внедрения и дальнейшего развития механизмов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, модернизации научно-исследовательской инфраструктуры (поэтапное оснащение лабораторным оборудованием, капитальный ремонт зданий Института и стационаров), в том числе за счет внебюджетных средств;
2) наращивание кадрового потенциала: подбор высококвалифицированных работников, развитие компетенций и навыков персонала путем организации переподготовки и повышения квалификации,
в том числе обучение ученых и инженерно-технических работников основам управления проектами за счет собственных средств.
Ключевые показатели:
1) к 2020 году снижение показателя текучести кадров до 15 %, удельный вес специалистов-исследователей, выполняющих научные исследования и разработки в возрасте до 39 лет к общей численности исследовательского состава допенсионного возраста к 2015 году 40 %, к 2020 году - 50 %;
2) количество ученых и инженерно-технических работников, повысивших квалификацию, в том числе прошедших обучение использованию зарубежных технологий, основам управления проектами ежегодно не менее 3 человек.
3) «достичь доли местного содержания казахстанских товаров от общих затрат по их закупкам к 2015 году не менее 25 %, к 2020 году - не менее 50 %, работ и услуг от общих затрат по их закупкам к 2015 году не менее 60 %, к 2020 году – не менее 80 %.»
Цель 3: Обеспечение финансовой устойчивости Института
Задачи:
1) обеспечение роста консолидированных доходов Института;
2) увеличение доли негосударственного финансирования;
3) обеспечение безубыточности и прибыльности подразделений Института.
Ключевые показатели:
1) рост консолидированного дохода к 2020 году более чем в 5 раза по сравнению с 2010 годом;
2) ежегодный рост доли негосударственного финансирования не менее 10 %, к 2015 году не менее 25 % от общего объема финансирования, к
2020 году – не менее 50 %;
3) консолидированная рентабельность Института к 2015 году не менее
2 %, к 2020 году – не менее 4 %.
Ожидаемые результаты по стратегическому направлению - Эффективное управление активами Института
Институт станет компанией с высокой культурой корпоративного управления.
Научная, хозяйственная и финансовая деятельность Института будет осуществляться в строгом соответствии с утвержденными Министерством образования и науки Республики Казахстан и советом директоров Холдинга стратегическими и программными документами.
Будет создана инфраструктура, обеспечивающая полный цикл инновационного процесса от прогнозирования до внедрения результатов научной и (или) научно-технической деятельности.
Будет обеспечен положительный финансовый результат по Институту и ежегодное повышение рентабельности.
Заключение
Институт будет способствовать эффективной интеграции казахстанской науки в экономику страны, рыночной реализации научных достижений через инновационный процесс, и содействовать научно-техническому и технологическому обеспечению инновационной индустриализации и технологической модернизации республики по приоритетным направлениям деятельности Института.
Достижение целей и выполнение поставленных задач будет обеспечено путем реализации программ развития и обеспечения деятельности Института по разработке и внедрению результатов научной и (или) научно-технической деятельности в приоритетных для Института секторах экономики. Заложенные в Стратегии подходы, в свою очередь, позволят повысить качество и актуальность исследований.
Для реализации Стратегии будут наиболее полно использованы научно-технические, финансовые и информационные ресурсы Института.
Достижение ключевых показателей и ожидаемых результатов будет способствовать улучшению таких индикаторов глобального индекса конкурентоспособности страны (ГИК), как «Качество научно-исследовательских институтов», «Научное сотрудничество университетов с промышленностью», «Способность к инновациям», «Доступность ученых и инженеров», «Доступность последних технологий», «Затраты компании на исследовательские работы и разработки», «Научная инфраструктура».
Стратегия сформирована в социально-экономических условиях на текущую дату и может быть скорректирована в случае изменения внешних экономических и политических факторов, изменения макроэкономических страновых показателей и при иных существенных обстоятельствах.
_________________________