Медеу А. Р.  Наука в Казахстане в условиях глобальных вызовов в контексте географических исследований

Общий контекст. В материалах Всемирной конференции по науке для XXI века «Новые обязательства», проходившей под эгидой ООН в г. Будапешт (26.06 - 01.07.1999 г.), отмечается, что «…наше будущее неразрывно связано с сокращением глобальных систем жизнеобеспечения…» [1]. Согласно прогнозным планам  к 2050 г.  человеческая цивилизация достигнет критического уровня в обеспечении ресурсами.

В подтверждение этого приведем один пример. Известно, что вода является единственным ресурсом для жизни, которую ничем нельзя заменить. Обеспеченность пресной водой, по заключению ООН, - один из ключевых вопросов, стоящих перед человечеством в XXI веке. Сегодня в мире от дефицита воды, по данным ООН, страдает около 2 млрд. человек, а через 10 лет уже 2/3 населения планеты будут испытывать хроническую нехватку воды, к 2050 году эта проблема еще более усугубится. Вода стремительно становится одним из самых дефицитных природных ресурсов. И проблема воды в предстоящие 40-50 лет в разной степени отразится на состоянии продовольственного обеспечения и экологической безопасности каждого государства планеты.  Население к этому времени возрастет, по подсчетам экспертов, до 10 млрд человек. При этом потребность в продуктах питания также вырастет. Миллионы людей в мире будут обречены на голод и недоедание.  Огромные территории, в особенности аридные, в связи с климатическими изменениями будут подвержены процессу опустынивания, что приведет  к сокращению площади земель сельскохозяйственного использования.

Казахстан и сопредельные страны Центральной Азии в этом отношении являются одним из наиболее уязвимых регионов мира. Быстрое нарастание дефицита воды, неопределенность климатических изменений, стремительное сокращение ледников и интенсивная хозяйственная деятельность в трансграничных бассейнах становятся причиной обострения социально-экономических проблем в регионе. Складывающиеся обстоятельства, видимо,  послужили причиной того, что в материалах упомянутой конференции особо указывается: «…ученые всего мира призваны осознать настоятельную необходимость использования знаний… для удовлетворения человеческих потребностей и чаяний» [2]. Здесь имеется в виду, что цивилизованное, эффективное развитие стран, особенно в постиндустриальный период, определяется уровнем их научного потенциала,  генерирования и внедрения новых идей. Научный потенциал является составной частью интеллектуального, и в развитых странах рассматривается как  достояние каждой нации.  Интеллектуальный потенциал социума формируется в результате синэнергии науки, образования и технологий и других видов интеллектуальной деятельности. Каждый из них в отдельности или в совокупности позиционируется как мощный фактор экономического развития, сохранения национального суверенитета и устойчивых темпов достижения качественного уровня жизни населения.

Наука в этой системе относится к особому виду деятельности,  к важнейшим экономическим ресурсам.  В этой связи не зря постиндустриальное общество часто называют «обществом знания». Так, инновационный  тип  развития экономики  характеризуется  высокой степенью нововведений генерируемой самой системой и задействованными экономическими механизмами, поддерживающими непрерывный целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации инноваций на основе распространения научного метода познания на все сферы и формы жизнедеятельности общества. Соответственно, наука со стороны общества и государства требует приоритетного отношения и всемерной поддержки, так как способствует экономическому развитию страны и служит увеличению благосостояния граждан.

Такой прагматичной политики придерживаются все развитые и развивающиеся страны мира, инвестируя в науку, в инновационные процессы огромные средства.

Это связано с тем, что  формирование знания о различных сферах материального мира определяется всесторонним изучением процессов и явлений окружающей среды, познанием их сущности, глубинных структур, причинно-следственных связей, закономерностей, законов, управляющих их течением, системным теоретическим осмыслением. Иными словами, научные исследования увеличивают и расширяют горизонты знания и способствуют пониманию процессов и явлений в несравненно более широких пространственно-временных масштабах. «База знаний» содержит накопленные знания о прошлом, полезный опыт,  дает возможность выработать ориентиры с учетом вызовов времени, потребностей экономики и общества.

Система накопления «базы знания» – это основа стратегического выбора наилучших моделей развития и принятия решений для частных практических задач.

Следовательно, «база знаний» должна быть определять направления фундаментальных исследований, так и быть основой для решения прикладных задач.

В области естественно-научного знания, например, применительно к селевым процессам,  она представляет результаты познания закономерностей пространственно-временного распределения селей, обусловливающих их факторов, теоретического осмысления процессов формирования и развития, разработки методов расчета и прогноза, оценки риска и управления ими, которые в совокупности относятся к области фундаментальных исследований.

Собранные и систематизированные данные по объектам изучения являются информационной основой прикладных исследований, которые связаны с научным обоснованием решения конкретных задач.

Относительно селевых явлений необходимо определить время и место возникновения селей,  их характеристики, связи с обусловливающими их факторами, нанесенный ущерб, выступающие в роли эмпирического базиса селевой науки. На основе учета этих параметров осуществляются научно обоснованные управленческие мероприятия по защите от воздействия селевых потоков.

Несомненно,  основой накопленного или приобретенного знания является информация. Она, с одной стороны, объединяет и скрепляет все составляющие интеллектуального и научного потенциала и образует из них целостность, а с другой - является важным его компонентом. Создание информационных ресурсов с учетом потребностей в них формирует информационное общество, в котором каждый индивидуум, социальные сообщества, профессиональные объединения не только имеют доступ к имеющейся информации, но исходя из уровня интеллектуального развития, способны ее систематизировать, анализировать и дополнять собственными научно-инновационными идеями. Н. А. Назарбаев в Послании «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» отмечал: «Необходимо развивать инновационные формы доступа к интеллектуальной информации».

Согласно современной концепции информация [3] – это некая субстанция, передаваемая одним объектом другому и используемая последним для определенных действий. Информация в зависимости от спроса на нее может быть простой или очень сложной. Сложные структуры представляют иерархию в виде системы высокого уровня с соответствующими подсистемами нижнего уровня. Сбор, передача, прием и их интерпретация осуществляются исходя из набора текущих целей. Количество получаемой объектом информации определяется как мера устранения неопределенностей, препятствующих достижению его целей.

Следовательно, база знаний и информации, являясь  основой  естественных и общественно-научных исследований, охватывает непосредственные результаты наблюдений, систему обработки и анализа исследований, определения пространственно-временных закономерностей развития процессов и явлений, которые в совокупности нацелены на научно обоснованное принятие решений, в том числе на реализацию инновационных процессов (изобретения, новые технологии, доведенные до стадии коммерческого использования, и т.д.).

В этой системе знаний география является единственной научной дисциплиной, объединяющей общественно-гуманитарную и естественную составляющие как основу экологически обоснованного природопользования и устойчивого развития на национальном, региональном и отраслевом уровнях.

Основным направлением географической науки являются исследования фундаментальной проблемы взаимодействия природы и общества, которая в настоящее время актуализирована до невиданных масштабов в результате колоссального антропогенного прессинга на природу планеты Земля. Прикладные исследования связаны с научным обоснованием решения проблем в системе природопользования и обеспечением безопасности функционирования природно-хозяйственных систем.

Казахстан в этом отношении не является исключением. Наоборот, многие проблемы экологической трансформации природной среды приобретают необратимый характер. Наглядным свидетельством тому является территория реального экологического кризиса – Приаралье, Семипалатинский  полигон. Нависла весьма ощутимая угроза и в  других регионах страны и, в первую очередь,  в Прибалкашье,   на территории Алматинской области, в  бассейне р. Иле в связи с процессом  антропогенно обусловленного сокращения стока по этой реке. Эта территория относится к зоне потенциального кризиса.

Поэтому сегодня, как никогда, для нашей страны наряду с фундаментальными исследованиями, особенно важны прикладные НИР.  Для наглядности приведу еще один пример, связанный с прикладными разработками Института географии.

В соответствии с Постановлением Правительства РК институту, в качестве научно-экспертной организации, было поручено обоснование по проектированию и возможности строительства Коксарайского водохранилища в Южно-Казахстанской области. Его реализация практически исключила ежегодные зимние паводки с подтоплением жилых массивов в низовьях реки Сырдарии и явилась основой решения проблемы устойчивости урожайности сельскохозяйственной продукции в Кызылординской области. Проект был осуществлен по прямому указанию Президента страны Н. А. Назарбаева, который принял  деятельное участие и осуществлял непосредственный контроль на всех этапах реализации: проектирования, строительства и сдачи в эксплуатацию. Проект, как и предполагалось, оказался весьма эффективным. Строительство этого уникального, масштабного гидротехнического сооружения выполнено впервые  в условиях независимого Казахстана. Государство сэкономило миллиарды тенге, оградив от зимних паводков,  обеспечив безопасность объектов социально-экономического назначения. Наряду с этим аккумулированная зимняя вода в Коксарайской водоналивной плотине (объемом до 3 км3) в совокупности с Шардаринским водохранилищем (объемом до 5 км3) сегодня позволяет получать устойчивый урожай сельскохозяйственных культур.

Таким образом, база знаний и информации как основа фундаментальных и прикладных исследований является фундаментом системы управления инноваций и новводений, соответственно определяющим фактором экономического роста и улучшения качества жизни населения.

Управление научными исследованиями. Эффективность и результативность научных исследований напрямую зависят от обоснованности и нацеленности системы управления наукой. С нею связаны качественные преобразования в различных сферах знания. Казахстан во времена Советского Союза обладал высоким научным потенциалом. Научные исследования проводились в научно-исследовательских институтах академического профиля, основная деятельность которых была направлена на развитие фундаментальных исследований. Кроме академических институтов научно-прикладные или чисто прикладные исследования проводились в многочисленных отраслевых научно-исследовательских, научно-изыскательских институтах. Большой объем работы по созданию конкретных изделий выполнялся в  проектно-конструкторских бюро предприятий. Таким образом, у каждого научно-исследовательского учреждения была своя область познания, присущая их функциям и целевым задачам. В постперестроечное время и  в условиях экономического спада наука существенно деформировалась. Последствие этого процесса - результаты научных исследований, которые не востребованы экономикой или пользуются незначительным спросом, трудно внедряются в силу слабой в них инновационной составляющей. Н.А.Назарбаев в этой связи отмечает, что «…рост расходов на науку не сопровождается ростом технологических инноваций. Деньги на науку всегда выделялись, но наука работает сама на себя». Казахстан, тем не менее, с момента обретения независимости и на всех этапах последующей истории, по мере возможности экономики, проявляет заботу о формировании и развитии научного потенциала страны, оказывая ему поддержку, в том числе организационную, законодательно-правовую и финансовую.

Реформы в науке все еще  продолжаются. Изменился статус ряда научно-исследовательских институтов, в том числе Института географии, приняты Законы «О науке» и коммерциализации научных исследований, о системе финансирования и т.д.

В условиях «ускорения исторического времени» в мире существенно изменяются функции, принципы, приоритеты и механизмы управления наукой.

Здесь управление наукой трактуется как целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления для перевода его в состояние, необходимое для достижения цели.

Под субъектом управления наукой Республики Казахстан понимается государственная структура управления, по соподчиненности разделяемая на уровни: страновой, отраслевой, региональный, локальный. Властные воздействия субъекта управления реализуются в организационно-распорядительных, экономических и морально-этических рычагах.

Объектом управления наукой является национальный научно-образовательный комплекс страны как совокупность университетов, государственных предприятий и частных учреждений (рисунок 1).

Рисунок 1 – Система управления наукой: субъект – рычаги – объект

Рисунок 1 – Система управления наукой: субъект – рычаги – объект

В содержательном аспекте управление наукой состоит из набора функций – особых конкретных видов управленческой деятельности, к числу которых относятся планирование, организация, стимулирование, контроль. Каждая функция управления осуществляется посредством набора действий – управленческих процедур и механизмов, состоящих из конкретных элементов – управленческих операций (рисунок 2).

Рисунок 2 – Системы управления наукой и инновационной деятельностью

Рисунок 2 – Системы управления наукой и инновационной деятельностью

Система управления должна нацененной на развитие знаний и новаций в условиях постоянно меняющихся потребностей экономики и бизнеса. Такая система может быть построена на основе механизмов и процессов, позволяющих максимально соответствовать современным и будущим условиям и требованиям экономического развития страны.

Основными функциями управления наукой являются:

1.1. Планирование – создание механизма обоснования направления развития науки и инновационной деятельности, определение целей, задач и путей их реализации.

1.2. Организация – создание механизма реализации процессов научной и инновационной деятельности для достижения запланированных целей и решения поставленных задач.

1.3. Мотивация – создание механизма стимулирования функционирования и развития науки на основе рыночных отношений.

1.4. Контроль – создание механизма количественной и качественной оценки и учета результатов научных исследований и инновационной деятельности.

Схема управления проектами. В Казахстане довольно сложная система управления наукой. Научные исследования проводятся по разным министерствам и ведомствам.

В соответствии с основными функциями управления наукой, главным образом в части планирования, на рисунке 3 рассмотрена схема управления научными проектами, содержащая последовательно выполняемые этапы.

Рисунок 3 – Схема управления наукой в Казахстане

Рисунок 3 – Схема управления наукой в Казахстане

  1. Ситемообразующим элементом является формирование «Реестра приоритетных научных проблем» уполномоченными структурами (заказчиками) разного уровня:

- на страновом уровне – Правительство, Совет Безопасности, МОН РК;

- на отраслевом – МОН РК, министерства, ведомства;

- на региональном – министерства и ведомства на региональном уровне, акиматы;

- на локальном уровне – государственные, коммерческие и некоммерческие организации различных форм собственности.

Все они  выступают в качестве заказчиков и потребителей результатов научных исследований, критерием оценки качества которых, в условиях рынка, будет активизация инновационной деятельности.

  1. Механизм отбора заявленных целевых программ и проектов (фундаментальных, рисковых, поисковых) осуществляется на основе составленного «Реестра приоритетных научных проблем» и конкурсных процедур по существующей системе рассмотрения заявок. Прикладные проекты программно-целевого назначения могут финансироваться на основе конкурных так и внеконкурсных процедур, по прямой резолюции Совета Безопасности по вопросам касающихся Национальной безопасности, по решению Правительства – для решения приоритетных задач экономического и социального развития, касающегося всего государства, а также МОН РК – для сохранения и повышения научного потенциала страны.

Заказчик определяет тематику, задачи научных исследований и принимает результат исследовательских работ. Объем выделяемых средств должен быть не менее 70% от общего объема.

  1. Поэтапное прохождение отобранных проектов на основе заключения экспертизы, решения ВНТК и ННС, Постановления Правительства.
  2. Выполнение научных исследований осуществляется в соответствии утвержденными процедурами, подписанными договорами и программами научных работ на основе которых и выделяется финансирование.
  3. Осуществляется независимая экспертная проверка на соответствие и качество результатов выполнения научных исследований на основе требований заказчика.

При этом полагается, что фундаментальные исследования – это прерогатива МОН, а прикладные – отраслевых и региональных государственных структур. Большой объем работ аналитической направленности проводится по линии международных организаций.

В целом в Казахстане проводятся достаточно масштабные  исследования по разным направлениям,  многие из которых являются продолжением исследований советского времени. Вопрос – на сколько они являются актуальными, сегодня трудно оценить. Убежден, то, что было позволительно в условиях Советского Союза, когда выделялись огромные ресурсы на науку,  в современных экономических условиях  является  роскошью.  В нашем обществе у отдельных чиновников сложилось мнение, что на научные исследования в нашей республике тоже выделяют огромные финансовые ресурсы, а отдача практически незаметна. Несомненно,  государство уделяет должное внимание  развитию науки. Она обеспечена финансированием на 0,20 - 0,26%  от ВВП. В России эта величина составляет  1,2%,  в Беларуси – 0,7%, Азербайджане – 1,0%. В развитых государствах мира выделяют  порядка 3%. В целом для успешного и поступательного развития науки, как было озвучено на последнем Астанинском экономическом форуме, доля финансирования  должна быть в пределах 7%. Соответственно результативность научных исследований напрямую зависит от объема выделяемых ресурсов.

Даже в этих условиях, некоторые разработки отечественных ученых являются беспрецедентными. Но, к сожалению, есть огромная проблема с внедрением результатов научных исследований, которая, как правило, не зависит от ученых-разработчиков. Здесь имеются весьма серьезные объективные и субъективные  причины. Понятно всем, что систему внедрения необходимо наладить. Принятый Закон «О коммерциализации…» в этом плане является шагом в правильном направлении, но он не решает все проблемы внедрения результатов научных исследований  в целом.

Сегодня на уровне государства приоритеты имеются, но они являются общими, глобальными и в них можно вписать  и непрофильные проекты. Их можно постоянно разрабатывать, иной раз как высокую науку, но они, как правило, не отличаются востребованностью ни у общества, ни у государства. Безусловно, такие проекты тоже нужны, но тогда лишь как приращение или получение новых знаний. Если так, то они должны, возможно, поддерживаться государством через Фонд науки, как и все области научного знания, связанные с разработками фундаментального, рискового и поискового характера, по естественным, физико-математическим и гуманитарным наукам.

Перспективы развития науки Казахстана напрямую зависят от того, что хочет государство получить от науки. Для этого необходимо определить конкретизированные приоритеты научного и научно-технического развития страны.

Например, для географической науки Институтом географии в соответствии со «Стратегией – 2050» определены основные направления:

  1. Оценка и прогноз ресурсов и режима поверхностных вод Республики Казахстан с учетом изменения климата и хозяйственной деятельности, разработка географических основ обеспечения водной безопасности республики как основы устойчивого развития.
  2. Выявление закономерностей формирования и распределения опасных стихийных явлений, природных катастроф и экологически опасных изменений природной среды с оценкой их социально-экономических последствий.
  3. Оценка природно-ресурсного потенциала республики, разработка информационно-аналитической базы национальных и региональных программ рационального природопользования, охраны окружающей среды, реконструкции экологически дестабилизированных природно-хозяйственных систем.
  4. Эволюция климата в Казахстане: проблемы оценки уязвимости и адаптации социально-экономической сферы к ожидаемым изменениям.
  5. Атласное картографирование географических систем национального, регионального и отраслевого уровней с использованием современных геоинформационных технологий.

Каждое из этих направлений, несомненно, является востребованным не только  в республике, но и в мире.

С этих позиций, основным звеном, которым необходимо дополнить существующую систему управления научной деятельностью является  составленый на высоком уровне качества и детализации «Реестр приоритетных научных проблем», на основании которых и будет определяться структура и иерархия всех научных исследований. Остальные механизмы в существующей структуре управления научной и инновационной деятельности имеются, требуют лишь некоторых дополнений и улучшений для оптимизации работы всей системы. По каждой отрасли следует определить и сформулировать реестр научных, научно-прикладных и прикладных проблем на уровне страны и регионов и, возможно, крупных предприятий с соответствующими объемами финансирования. Что-то похожее на это в свое время наш институт помог разработать  МООС РК. Проблемы могут быть крупными, страновыми, требующими комплексного решения, либо отраслевыми, региональными и локальными, связанными с решением частных задач.

При этом надо учесть и то, что кроме существующей системы отбора по программам программно-целевых и грантовых проектов необходимо обеспечить неуклонное оперативное  исполнение  поручений Президента  республики, Премьер - Министра, вице-премьеров, Совета безопасности по выполнению отдельных архиважных проектов, с позиции особой необходимости требующих детального исследования с предоставлением научно обоснованных предложений. Такого плана научно-прикладные работы требуют отработки механизмов внеконкурсного отбора, в виде специального проектного финансирования. Как это было в бытность СССР, масштабные научные программы прикладной направленности определял и финансировал ГКНТ СССР.  Такая практика ныне используется  ШОС.

К сожалению, действующая система конкурсного отбора в какой-то степени позволяет распыление средств на мизерные суммы в порядке 5-10 млн тенге в год на проект. И это, прежде всего, связано с тем, что многие ученые поставлены в такие условия, когда они вынуждены заявить несколько проектов, чтобы полученная сумма в какой-то степени отвечала бы их интересам.  Отсюда и мелкотемье. Но как ни странно, положительным здесь является то, что это позволяет в какой-то степени  сохранить научный потенциал институтов.

В целом все понимают, что необходимо  разрабатывать одну значимую, востребованную тему с достаточным объемом финансирования, чем несколько мелких.

В условиях современного Казахстана в этом плане имеется определенный опыт. Например, по прямому поручению Президента страны Институт географии и его партнеры выполнили крупные научно-прикладного характера исследования, посвященные обеспечению водной безопасности. Результаты этой программы обсуждены и одобрены на заседании Совета безопасности во главе с Президентом страны. Выполненные исследования опубликованы в 30-томной монографии по воде.

Другим примером является проект  по  строительству  Коксарайской контррегулирующей водоналивной  плотины.

Система оценки результатов НИР.  В принятой системе оценка результатов научных исследований, по мнению многих ученых, выполняется по следующим формальным критериям: наличие публикаций в журналах с импакт-фактором,  патентов, актов внедрения. Отметим, что патенты по ряду отраслей науки принципиально нереальны (гуманитарные направления, география, например). Можно получить  уникальный научный результат, но это не принимается во  внимание, так как  нет патента и публикаций с импакт-фактором, и поэтому проект получает низкую оценку.

Предложение. Необходимо разработать дифференцированную систему оценок результатов НИР по различным областям науки - общественным, естественным, физико-математическим, техническим.  По каждому направлению исследований должна  быть специализированная система оценок, отражающая  сущность данного научного направления, и разработана методика их применения.  Прием результатов исследований наряду с уполномоченным органом должен осуществлять конкретный потребитель на всех этапах разработок. Следует рассмотреть и процедуру внеконкурсного финансирования в соответствии с поручениями высшего руководства республики. В целом лучше  разрабатывать одну значимую, востребованную тему с достаточным объемом финансирования, чем несколько мелких.

Необходимо приоритетное финансирование крупных востребованных научно-технических программ и  не распылять   средства на выполнение мелких проектов.

Подготовка кадров. В мире многие научные разработки по проектам выполняются при подготовке диссертационных работ.

Предложение. Необходимо повысить требования к PhD  диссертациям до уровня прежних кандидатских. Подготовка должна осуществляться на положениях прежней аспирантуры. Такая форма не противоречит принципам Болонского соглашения. Кроме того, необходимо ввести подготовку постдокторских или полноценных докторских диссертаций и это право следует предоставить научно-исследовательским институтам: исключить возможность защиты диссертаций лицами, не занимающимися  на профессиональной основе научной деятельностью.

В заключение необходимо отразить, что сегодня исследования должны соответствовать самым передовым разработкам, существующим в мире, в развитых странах. Подавляющее  большинство исследований должны быть направлены на решение конкретных научных и практических задач, должны иметь прагматические цели, которые ставит общество, государство, производство. Следует стремиться превратить знания в инновацию, технологию. В этом плане должен сказать, что наши НИИ, ученые обладают большим потенциалом, поэтому их нужно больше привлекать для решения крупных и частных научных проблем, а не ориентироваться на зарубежных ученых.

Для повышения обоснованности и оперативности принятия решений в области управления наукой в плане определения тематики проекта, их востребованности, этапов прохождения,  контроля и использования результатов исследований представляется необходимой разработка геоинформационной системы «Наука Казахстана и использование результатов НИР».

И последнее, в условиях кризиса, как говорит наш Президент, мы должны больше инвестировать в науку и подготовку кадров - это будет стратегически правильным шагом.

 

Литература

 

  1. Наука для XXI века. Новые обязательства. Всемирная конференция по науке. - Будапешт, Венгрия, 26 июня - 1 июля 1999 г.
  2. Медеу А.Р., Мальковский И.М., Толеубаева Л.С. Водные ресурсы Казахстана: оценка, прогноз, управление. – Алматы, 2012, Т.1.
  3. Из выступления Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева на форуме «Инновационный Казахстан – 2020» 13 мая 2011 г. – Алматы: Жеті жарғы, 2011.