Видение
Общий контекст. В материалах Всемирной конференции по науке для XXI века «Новые обязательства», проходившей под эгидой ООН в г. Будапешт (26.06 - 01.07.1999 г.), отмечается, что «…наше будущее неразрывно связано с сокращением глобальных систем жизнеобеспечения…». Согласно прогнозным планам к 2050 г. человеческая цивилизация достигнет критического уровня в обеспечении ресурсами.
Складывающиеся обстоятельства, видимо, послужили причиной того, что в материалах упомянутой конференции особо указывается: «…ученые всего мира призваны осознать настоятельную необходимость использования знаний… для удовлетворения человеческих потребностей и чаяний». Здесь имеется в виду, что цивилизованное, эффективное развитие стран, особенно в постиндустриальный период, определяется уровнем их научного потенциала, генерирования и внедрения новых идей. Научный потенциал является составной частью интеллектуального и в развитых странах рассматривается как достояние каждой нации. Интеллектуальный потенциал социума формируется в результате синэнергии науки, образования и технологий, и других видов интеллектуальной деятельности. Каждый из них в отдельности или в совокупности позиционируется как мощный фактор экономического развития, сохранения национального суверенитета и устойчивых темпов достижения качественного уровня жизни населения.
Анализ текущей ситуации или состояние научных исследований. Необходим подробный анализ по всем отраслям научного знания. Единственным критерием оценки должна быть востребованность со стороны государства, отраслей экономики и социальной сферы.
В целом следует отметить, что в Казахстане проводятся достаточно масштабные исследования по различным направлениям науки, многие из которых являются продолжением исследований советского времени, а в гуманитарных направлениях проглядывается советская идеология.
К сожалению, иногда складывается впечатление, что отдельные направления казахстанской науки делаются лишь для науки или за счет государства удовлетворяются амбиции отдельных ученых или групп, исследования которых совершенно не востребованы в республике.
Перспективы развития науки Казахстана напрямую зависят от того, что ожидает государство от науки и, соответственно, какая у нее должна быть научно-техническая политика.
Для ясного понимания этого вопроса и восполнения утраченного и поступательного развития науки в РК было бы полезно разработать видение или концепцию управления научной и научно-технической политики (деятельности) страны.
Управление наукой. Эффективность и результативность научных исследований напрямую зависит от обоснованности и нацеленности системы управления.
В условиях «ускорения исторического времени» в мире существенно изменяются функции, принципы, приоритеты и механизмы управления наукой. Здесь управление наукой трактуется как целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления для перевода его в состояние, необходимое для достижения цели.
Под субъектом управления наукой Республики Казахстан понимается государственная структура управления, по соподчиненности разделяемая на уровни: страновой, отраслевой, региональный, локальный. Властные воздействия субъекта управления реализуются в организационно-распорядительных, экономических и морально-этических рычагах.
Объектом управления наукой является национальный научный комплекс страны как совокупность научно-исследовательских институтов, исследовательских университетов, государственных предприятий и частных учреждений.
В содержательном аспекте управление наукой состоит из набора функций – особых конкретных видов управленческой деятельности, к числу которых относятся планирование, организация, стимулирование, контроль. Каждая функция управления осуществляется посредством набора действий – управленческих процедур и механизмов, состоящих из конкретных элементов – управленческих операций.
Система управления должна быть нацелена на развитие знаний и новаций в условиях постоянно меняющихся потребностей экономики и бизнеса. Такая система может быть построена на основе механизмов и процессов, позволяющих максимально соответствовать современным и будущим условиям, и требованиям экономического, социального развития страны.
Для определения востребованности на уровне страны, отраслей необходимо составить по каждой области знания «Реестр приоритетных проблем», на этой основе следует формировать портфель заказов в виде «Программы» (что-то наподобие Госкомитета по науке и технике СССР (ГКНТ СССР), следует их ранжировать по механизму отбора на конкурсные и внеконкурсные.
При этом выполнение научных исследований осуществляется в соответствии с утвержденными процедурами, подписанными договорами.
Оценка. Систему оценки отбора проектов и результатов научных исследований следует доработать.
О подготовке кадров. В мире многие научные разработки по проектам выполняются при подготовке диссертационных работ.
Необходимо повысить требования к PhD диссертациям до уровня прежних кандидатских. Подготовка должна осуществляться на положениях прежней аспирантуры. Такая форма не противоречит принципам Болонского соглашения. Кроме того, необходимо ввести подготовку постдокторских или полноценных докторских диссертаций, и это право следует предоставить научно-исследовательским институтам: исключить возможность защиты диссертаций лицами, не занимающимися на профессиональной основе научной деятельностью.
В заключение необходимо отразить, что сегодня исследования должны соответствовать самым передовым разработкам, существующим в мире, в развитых странах. Подавляющее большинство исследований должны быть направлены на решение конкретных научных и практических задач, должны иметь прагматические цели, которые ставит общество, государство, производство. Следует стремиться превратить знания в инновацию, технологию. В этом плане нужно отметить, что наши НИИ, ученые обладают большим потенциалом, поэтому их нужно больше привлекать для решения крупных и частных научных проблем, минимум на уровне мировых стандартов, а не ориентироваться на зарубежных ученых.
Цифровизация. Для повышения обоснованности и оперативности принятия решений в области управления наукой в плане определения тематики проектов, их востребованности, этапов прохождения, контроля и использования результатов исследований представляется необходимой разработка платформы «Наука Казахстана и использование результатов НИР» с единым геопорталом. Создание единого геопортала МОН РК позволит повысит эффективность использования геоинформационных результатов научных работ за счет создания единой базы геоданных результатов проектов, выполненных в рамках грантового и программно-целевого финансирования РК и создания совместной исследовательской геоинформационной среды, а также интеграции в базу геопортала данных с информационных и автоматизированных систем гидрометеорологического и экологического мониторинга, мониторинга природных объектов, функционирующих в рамках государственного финансирования.
И последнее, в условиях кризиса государство, бизнес-сообщество должны больше инвестировать в науку и подготовку кадров – это будет стратегически правильным шагом.
Председатель Правления
АО «Институт географии
и водной безопасности»,
д.г.н., академик НАН РК А.Р. Медеу