Суверенному Казахстану – 30. Медеу А.Р. Национальная безопасность: водный аспект

Суверенному Казахстану – 30

 

Медеу А.Р. Национальная безопасность: водный аспект

 

30 лет назад сошел с исторической арены Союз Советских Социалистических Республик. Сегодня, по истечении этих лет, все еще трудно представить, что в одночасье, в один миг, рухнула, ушла в небытие супердержава, огромная многонациональная страна. Эксперимент по созданию «идеального» государства всеобщего счастья, о котором мечтали великие просветители, философы, не прошел испытания временем. Люди на фоне всеобщего развала, когда, казалось бы, распалась снова связь времен, в шоке начали разбегаться по национальным «квартирам», бывшие союзные республики, в первую очередь Российская Федерация, стали принимать декларации о государственном суверенитете. Казахстан, в этом ряду самым последним из союзных республик, 16 декабря 1991 года провозгласил себя независимым государством. Знаменательная дата для казахского этноса. С нею связана независимость обширной страны в центре Евразийского континента.

Республика Казахстан – независимое состоявшееся государство

С первого дня независимости основой безопасного развития Республики Казахстан стала политика, направленная на сохранение межнационального единства и согласия всех этносов, проживающих на территории страны. Для этого был принят в числе первых комплекс конституционно-законодательно-правовых норм и положений, определена исторически обоснованная, взвешенная языковая политика, подкрепленная повседневной организационно-политической работой. Создан уникальный институт – Ассамблея народа Казахстана. Все это стало залогом успешного развития страны. Еще до объявления суверенитета, под занавес существования Советского Союза, Президент Назарбаев Н.А. своим Указом закрыл семипалатинский ядерный полигон, несмотря на всю сложность ситуации в стране и огромное сопротивление со стороны военных. Честь и хвала нашему руководству и мудрости народов, проживающих в республике. Казахстан ныне является единственным государством на постсоветском пространстве, избежавший деструктивных процессов, и решивший проблему границ со своими соседями по всему ее периметру. Человеческое безумие, продолжавшееся практически полвека на древней земле Сары-Арка, населенное исключительно коренным этносом, прекратилось.

Ставка на стабильность и межнациональное согласие позволила Казахстану в сжатые сроки провести глубокие экономические преобразования с трендом на инновационность, проложить тысячи километров первоклассных дорог. Нам стали доступны КНР через Хоргос и Дружбу, через порт Актау – Азербайджан, Грузия и далее Южная Европа, через Туркменистан мы получили выход на Ближний Восток, в Пакистан, Афганистан, Индию. При всем при этом мы сохранили традиционно сложившиеся транспортные маршруты через Россию. Потоки товаров и грузов уже пошли  по возрождающемуся новому Шелковому пути, который по существу связывает в единое целое Евразийский материк. Мы практически с нуля за несколько лет сумели построить новую столицу Казахстана. Астана, «Байтерек» стали зримым свидетельством наших успехов, нашего будущего. Еще до переноса столицы в газете «Советы Казахстана» появилась небольшая заметка автора этих строк с попыткой обосновать, что дает Казахстану перенос столицы из Алматы в Акмолу. Тогда было много разговоров относительно разумности такого шага. Жизнь подтвердила правоту Президента Н. А. Назарбаева. Новая столица помогла сохранить и укрепить территориальную целостность и управляемость страны.

Сегодня Казахстан на карте мира – узнаваемая страна. Еще вчера никому не известное государство возглавило авторитетную международную организацию ОБСЕ. Со стороны развитых государств Европы это большое доверие к нашей стране. Совсем недавно Казахстан избрали непостоянным членом Совета Безопасности ООН, ему доверили  проведение грандиозной по своей значимости и масштабу международной выставки – «ЭКСПО-2017». Это свидетельство того, что наша страна состоялась как самостоятельное суверенное государство. Этим можно гордиться.

Более 10 тысяч дней Казахстан живет и развивается в условиях независимости. Это ничтожно малый срок для любого государства в потоке времени. Сможет ли наша страна сохранить и пронести сквозь века свою идентичность, культуру, государственность и не раствориться как многие другие государственные образования, которые казались незыблемыми и устойчивыми? Такая угроза существует. Особенно в условиях глобализации. С ней связаны ускоренная трансформация традиций, культур, языков, вплоть до их полного исчезновения. Подобная участь в особенности ждет малочисленные народы, экономика которых очень слабо или сильно интегрирована в мировую, где балом правят транснациональные структуры, а общество открыто для всякого рода внешних воздействий. Но это не приговор. Есть и другие примеры, когда небольшие государства проявляют невероятную устойчивость в силу своей высокой пассионарности.

В этой связи, Первым Президентом была предложена национальная идея «Мәнгілік Ел», которая нацелена на то, чтобы казахи как народ, казахское государство заняли достойное место в мире на все времена, на века, вне зависимости от всех потрясений и угроз. Возможно ли это? Мы знаем, например, что из всех известных четырех цивилизаций древнего мира сохранилась только одна – китайская. Что можно противопоставить процессу глобализации, пожирающему, в первую очередь, слабых, неустойчивых, и в то же время себе на благо использовать его преимущества? Наверное, мы должны создать сильную интеллектуальную экономику, безоговорочно сохранить единство среди казахского этноса и других народов, проживающих в Казахстане, сберечь и приумножить национальные традиции, культуру и язык. В семье и в обществе необходимо воспитывать и культивировать семейные ценности, национальную идентичность и государственность. В организации казахского общества исключительная роль принадлежит традициям. Они всегда являлись основой духовной жизни, быта казахского народа. Мы знаем и чтим свои корни, подвиги и мудрость предков. У казахов свободолюбие и героизм заложено в мировоззрении на уровне генов. Постижение мира, его таинств, особенности развития всегда интересовали любого казаха. В целом же синергия традиций, культуры и языка, с одной стороны, сильной экономики и развитой социальной сферы – с другой, является основой устойчивости казахского общества и нашего государства, его безопасности в бесконечном потоке времени и  пространства.

Водные ресурсы как фактор устойчивого развития

Безопасное развитие любой страны находится в прямой зависимости от ресурсов и, прежде всего, водных. Если кончится нефть – ничего страшного, мы сможем перейти на уголь, выкопаем весь антрацит, будем топить наши печи ураном или водородом, но не умрем от холода. А вот если кончится пресная вода – ее ничем заменить нельзя. Без воды мы не протянем и недели. Здесь уместно вспомнить слова американского президента Джона Кеннеди, сказанные им еще в 1962 году: «Забудьте о нефти – думайте о воде». Человечество только сейчас начинает осознавать роль этого жидкого минерала в сохранении жизни на планете. Поэтому в заключении экспертов ООН отмечается, что нарастающий дефицит пресной воды является самой главной угрозой, стоящей перед человечеством в XXI веке. Эта проблема в ближайшие 40 - 50 лет отразится на состоянии продовольственного обеспечения и экологической безопасности во многих государствах мира. Численность населения планеты к этому времени возрастет до 10 млрд человек. Миллионы людей в мире могут быть обречены на голод и недоедание, что вызовет невиданного ранее масштаба миграционные процессы. Усилятся, вплоть до вооруженного противостояния, водные конфликты.

Регионы Центральной Азии в этом отношении не являются исключением. Рост дефицита воды, глобальные и региональные климатические изменения, сокращение площади ледников в совокупности с интенсивной хозяйственной деятельностью и ростом населения в регионе трансграничных бассейнов могут стать причиной социально-экономических проблем и напряженности между странами. Для Казахстана все проблемы усугубляются еще и тем, что он находится в концевых частях трансграничных рек и не может в полной мере контролировать поступление воды на свою территорию от соседей, расположенных выше по течению. Ведь и у них тоже будет расти потребление воды, и сколько ее останется на нашу долю, например, к середине столетия неизвестно. Эту неопределенность тоже следует учитывать при оценке прогнозов на ближайшее будущее.

За годы независимости Казахстаном немало сделано для решения проблем водообеспечения населения, отраслей экономики. Были приняты государственная программа «Питьевая вода» - «Таза су», государственная программа управления водными ресурсами, утвержденная Указом Первого Президента, а также ряд нормативно-правовых документов, достигнуты предварительные соглашения по отдельным вопросам вододеления с руководством соседних государств. Не по всем этим вопросам Казахстан может похвалиться успехами, т.к. по некоторым имеются «форменные провалы». Но еще больше предстоит сделать для преодоления «водного» кризиса. План действий в этом направлении сформулирован Н. А. Назарбаевым в Стратегии «Казахстан-2050», где Лидер нации предельно ясно обозначил основные этапы практических действий – к 2020 г. решить проблему питьевого водоснабжения, к 2040 г. – полива земель в сельском хозяйстве, а к 2050 г. – вообще закрыть проблему водообеспечения во всех сферах жизни.

Исследования Института географии и водной безопасности в контексте устойчивого водообеспечения природно-хозяйственных систем Казахстана

Но прежде чем приступать к практической реализации этой грандиозной программы, необходимо было провести широкомасштабные исследования водной проблемы в контексте обеспечения безопасного и устойчивого развития отраслей экономики страны. Выполнение этой задачи было поручено Институту географии МОН РК, с заданием мы успешно справились, тем более что работы в этом направлении наш институт уже вел несколько лет. Результаты исследований были заслушаны и одобрены на заседании Совета Безопасности под председательством Главы государства. Итоги работы опубликованы в монографии из 30 томов, не имеющей аналогов в СНГ, которая ныне широко используется в водной отрасли республики, т.е. широко внедрены.

Подобного рода крупные научные исследования за всю историю Казахстана наши ученые выполнили впервые. На VII Всероссийском гидрологическом съезде в Санкт-Петербурге в 2013 г., в котором приняли участие более 600 делегаций со всего мира, работа казахстанцев получила высокую оценку коллег-водников, они неоднократно ссылались на результаты наших исследований. Мы, не скрою, были горды этой фундаментальной, многофункциональной работой, имеющую большую практическую ценность.

В монографии наши ученые впервые представили концепцию устойчивого водообеспечения природно-хозяйственных систем как фактор национальной безопасности. В этом контексте, на основе обобщения результатов междисциплинарных исследований Института географии, оценены водные угрозы в Казахстане и предложены конструктивные принципы их нейтрализации на основе новой парадигмы управления водными ресурсами и управления спросом на воду.

Особое внимание мы уделили проблемам, связанным с оценкой прогноза водных ресурсов с учетом изменения климата и хозяйственной деятельности. Наши исследования показали, что на территории Казахстана ожидаются дальнейшее повышение температуры приземного воздуха и изменение среднемноголетнего количества осадков. С учетом этих тенденций мы впервые для нашей республики дали оценку возобновляемых водных ресурсов естественного (климатического) стока и бытового стока, нарушенного хозяйственной деятельностью. В средний по водности год сток по речным бассейнам страны в 60-е годы прошлого столетия составлял 121,1 км3/год, в настоящее время он немного превышает 91 км3/год, к 2030 г. по нашим расчетам он уменьшится до 72,4 км3/год. Тогда как потребность в водных ресурсах природно-хозяйственных систем Казахстана, с учетом экологических попусков, составляет порядка 85 – 86 км3/год. Уже в ближайшие годы страна может столкнуться с серьезным дефицитом воды, и о том, как справиться с этой угрозой, мы должны думать уже сегодня. Особо это касается самых густонаселенных регионов Казахстана, зависящих  от трансграничного стока, – по Арало-Сырдариинскому (на 89%), Жайык-Каспийскому (на 79%), Шу-Таласскому (на 76%).

Исследования, связанные с горным оледенением, проводятся в Казахстане систематически с 1956 года на базе круглогодичного высокогорного стационара (3500 м над ур. м.), единственного в Центральной Азии. Известно, что ледники являются одним из наиболее ярких индикаторов изменения климата и экологического состояния территории. В Центральной Азии все ресурсы чистой воды формируются в горах. Талые снеговые и ледниковые воды составляют более 70% годового стока рек региона. Одним из важных результатов многолетних исследований являются составленные унифицированные каталоги ледников. Это позволило выявить, что ледниковые системы Юго-Восточного Казахстана изменяются синхронно, линейно со сходными по величине темпами при значительных межбассейновых различиях.

Ежегодно площадь оледенения сокращается на 0,8%, а объем ледников – на 1%. Это может привести к тому, что ледники в основной своей массе исчезнут к концу текущего столетия.

С учетом важности ледников как источников возобновляемой пресной воды в 2012 году между Правительством Республики Казахстан и ЮНЕСКО подписано соглашение о создании в Казахстане на базе лаборатории гляциологии Института географии Центрально-Азиатского регионального гляциологического центра под эгидой ЮНЕСКО. Такой статус центра будет способствовать привлечению международных финансовых ресурсов, а также объединит усилия ученых в исследовании горного оледенения Центральной Азии, где берут начало основные трансграничные реки Казахстана – Иле, Шу, Талас, Сырдария.

Следует иметь в виду, что в нашей стране до двух третьих возобновляемых водных ресурсов речного стока является неотъемлемым компонентом природной среды, поддерживающим водно-солевой режим внутренних и окраинных водоемов Арала и Балкаша, озерных систем и водно-болотных угодий, речных пойм и дельт, в т.ч. международного значения.

Первоочередной ответ на нарастающий дефицит воды очевиден – воду нужно экономить, время расточительного отношения к ней закончилось. У нас сегодня огромные потери воды в сельском хозяйстве. Наши крестьяне поливают земли почти так же, как это делали четыре тысячелетия назад в Месопотамии. Затраты воды на выращивание сельскохозяйственных культур можно сократить в разы, если провести комплексную реконструкцию всей гидромелиоративной инфраструктуры и использовать прогрессивные водосберегающие технологии полива. Новые технологии позволят более чем в два раза повысить продуктивность воды и за счет ее экономии до 2 млн га расширить площадь орошаемых земель. В промышленности мы предлагаем в максимальной степени обеспечить развитие систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения. Только так можно сохранить чистыми наши реки и озера, сделать воду в них пригодной для жизни.

Учитывая, что из 8 водохозяйственных бассейнов республики 7 являются трансграничными, ученые института разработали предложения по совершенствованию водных отношений Казахстана с сопредельными странами – Китаем, Россией, Центрально-Азиатскими государствами. В этих предложениях учтены географическое положение Казахстана и его социально-экономические особенности развития. Установлен экологический спрос природно-хозяйственных систем республики на воду как ограничение производственного использования водных ресурсов. Выявлены объективные предпосылки территориального перераспределения водных ресурсов в Казахстане. Потенциальным бассейном-донором для вододефицитных районов является бассейн р. Ертис, где формируется до половины возобновляемых водных ресурсов республики. В результате многолетних изысканий определена трасса Трансказахстанского самотечного канала для переброски части стока р. Ертис для повышения водообеспеченности Северного, Центрального и Южного регионов республики. Канал может стать основой формирования Единой системы водообеспечения Республики Казахстан. Для получения дополнительных объемов воды для канала, предложен вариант взаимовыгодного использования части стока российских рек по Верхне-Катунскому направлению. Сценарии водообеспечения бассейновых природно-хозяйственных систем республики на 2020 и 2030 гг. даны по трем вариантам развития водопользования – инерционному, водосберегающему и инновационному.

В наших исследованиях показано, что широкое применения современных водосберегающих технологий в отраслях экономики, совершенствование межгосударственных водных отношений, освоение подземных вод, межбассейновые и трансграничные переброски речного стока могут стать реальной основой обеспечения водной безопасности Республики Казахстан.

Особо хочется выделить работу, которую Институт географии выполнил по поручению Правительства РК. Институт научно обосновал и выдал экспертное заключение о необходимости строительства Коксарайского контррегулятора – крупнейшего гидротехнического сооружения как замыкающей ступени Нарын-Сырдариинского каскада водохранилищ. Коксарайская водоналивная плотина позволила предотвратить зимние наводнения и ликвидировать дефицит воды летом в казахстанской части Арало-Сырдариинского бассейна. Все этапы реализации этого весьма важного для юга страны проекта контролировал Первый Президент страны Н. А. Назарбаев.

В последние годы, в соответствии с решением Совета Безопасности страны и «Стратегии развития-2050», Институт географии вместе со своими партнерами выполнил два крупных научно-технических проекта «Водная безопасность Республики Казахстан: геопространственная информационная система «Водные ресурсы Казахстана и их использование» и «Водная безопасность Республики Казахстан – стратегия устойчивого водообеспеченияя». Институт выполняет весьма ответственную работу по научному обеспечению переговорного процесса по межгосударственному вододелению с КНР в бассейнах трансграничных рек Иле и Ертис.

Разработанная Институтом Концепция водной безопасности РК недавно была более детально реализована в новой постановке задачи применительно к условиям двух конкретных бассейнов с учетом ожидаемых климатических изменений водных ресурсов и сокращения трансграничного стока с территории сопредельного государства на основе водосбережения в отраслях экономики, реабилитации природных водных объектов, совершенствования межгосударственных водных отношений, оптимизации водохозяйственной структуры. Результаты исследования будут широко внедрены в практику. Предполагается издание 8-томной монографии прикладной направленности.

По поручению Президента К.-Ж. Токаева научные исследования прикладного характера, нацеленные на решение проблемы обеспечения водной безопасности природно-хозяйственных систем, будут продолжены по всем трансграничным бассейнам РК.

В разрезе решения водных проблем также по его поручению ведутся крупно-масштабные исследования по паспортизации рек и озер Казахстана.

В этой системе архиважным является также разработка адаптивных управленческих мероприятий по снижению уязвимости населения, объектов отраслей экономики от разрушительного воздействия наводнений на реках Казахстана и селевых потоков. В Институте в этом плане наработан большой опыт, особенно по селевым явлениям. Исследования Института широко известны у нас в республике и за рубежом. Прикладные аспекты этих научных работ широко внедрены в организацию противоселевых защитных мероприятий. В настоящее время рассматривается программа Института, нацеленная на исследование и решение проблемы обеспечения безопасности населения и природно-хозяйственных систем территорий  интенсивного развития горнорудной промышленности и сельского хозяйства Северного, Восточного и Центрального Казахстана, подверженных деструктивному воздействию наводнений.

Международная конференция «Водные ресурсы Центральной Азии и их использование»

В плане сближения позиций по совместному использованию водных ресурсов пяти Центрально-Азиатских государств Институтом географии под патронажем МСХ РК и МОН РК была проведена крупная международная научно-практическая конференция по воде. В ее работе приняли участие ответственные руководители водного сектора экономики пяти государств Центральной Азии в ранге вице-министров, уполномоченные представители международных организаций – ЮНЕСКО, ОБСЕ, Департамента иностранных дел Швейцарской Федерации, Всемирного банка, МФСА, Евразийской экономической комиссии ООН, а также видные ученые, эксперты в области водных ресурсов из 18 стран.

Основной целью конференции было обсуждение существующего опыт и перспектив управления водными ресурсами для устойчивого развития, как на региональном, так и национальном уровнях. Результаты представленных докладов в качестве информационного научно-аналитического материала, послужат условием для укрепления сотрудничества и диалога по водным проблемам в целях выработки концептуальных основ региональной водной стратегии по трансграничным бассейнам в Центрально-Азиатском регионе. Полученные результаты будут полезны всем участникам и, в первую очередь, в плане выработки объективных научно-обоснованных предложений по оценке и использованию общих водных ресурсов трансграничных бассейнов для Центрально-Азиатских государств.

Заключая вышеизложенные соображения, Институт географии и водных ресурсов считает, что для оценки использования и охраны водных ресурсов как основы управления ресурсами и управления спросом на воду, Казахстан должен руководствоваться следующими принципами:

– водные ресурсы являются жизненно важным фактором устойчивого развития региона, обеспечивающим также мир, стабильность и процветание;

– водные ресурсы региона являются ограниченными и уязвимыми к современным вызовам, включая влияние изменения климата, в связи с чем необходимы усилия для их рационального использования;

– вода имеет экономическую ценность во всех формах её использования и должна признаваться экономическим благом;

– вода занимает ключевое место в достижении Целей устойчивого развития, а также развитии «зеленой» экономики;

– решение социально-экономических и экологических проблем в бассейне Аральского моря требует совместной и скоординированной работы всех государств бассейна, исходя из общерегиональных интересов, с опорой на принципы равенства, добрососедства, уважения и реального учета взаимных интересов, диалога и сотрудничества.

Решение конференции:

  1. Итоги конференции явились существенным вкладом в укрепление сотрудничества стран ЦАР в решение водных вопросов и достижение целей Международного десятилетия действий «Вода для жизни» (2005-2015 гг.) и Международного года водного сотрудничества (2013 г.):

– в политическом аспекте – предотвращения и мирного разрешения спорных вопросов трансграничного водного сотрудничества;

– в экономическом аспекте – взаимовыгодного использования водных ресурсов трансграничных бассейнов на принципах интегрированного управления водными ресурсами;

– в экологическом аспекте – сохранения и восстановления водно-ресурсного потенциала и обеспечения экологической устойчивости водных систем трансграничных бассейнов.

  1. Для выполнения целей и задач устойчивого развития стран ЦАР необходима консолидация имеющегося научно-технического и производственного потенциала, взаимодействие научных сообществ на национальном и международном уровнях при проведения новых и продолжения выполненных научных исследований по следующей тематике:

– Повышение уровня знаний о фактическом состоянии и закономерностях динамики водных ресурсов стран ЦАР в условиях изменения климата на основе модернизации системы мониторинга, разработки новых технологий, методов и моделей гидрологических расчетов и прогнозов.

– Разработка и внедрение методов интегрированного управления водными ресурсами с учетом передового мирового опыта, обеспечивающих надежное и безопасное функционирование и развитие национальных водохозяйственных комплексов стран ЦАР.

– Разработка и внедрение геоинформационных технологий и методов оптимизационно-имитационного моделирования функционирования и развития водохозяйственных комплексов как эффективного инструмента научных исследований, проектных разработок и оперативного управления водными ресурсами.

– Разработка методов оценки и прогноза экстремальных гидрологических явлений, обеспечивающих принятие эффективных мер по предупреждению и ликвидации последствий их возникновения и развития.

  1. Конференция считает необходимым продолжение дальнейших исследований по актуальной для ЦАР тематики на основе выделения Правительствами ЦАР необходимых бюджетных средств и привлечения донорской помощи.

Арало-Сырдариинский бассейн – самый вододефицитный трансграничный бассейн Казахстана

Вместе с тем, высшее руководство страны обеспокоено рядом нерешенных проблем в области устойчивого водообеспечения природно-хозяйственных систем республики. В силу своего невыгодного географического положения из восьми водохозяйственных бассейнов Республики Казахстан семь являются трансграничными, а из их числа особо выделяется Арало-Сырдариинский бассейн, официально признанный зоной экологической катастрофы (1988 г.).

В бассейне Аральского моря Республика Казахстан занимает территорию низовьев Сырдарии в пределах Туркестанской и Кызылординской областей площадью 343 тыс. км2 с населением около 3 млн человек. Естественный режим и качество речного стока Сырдарии в настоящее время нарушены в результате хозяйственной деятельности на территории сопредельных стран.

Речной сток, поступающий из Узбекистана, имеет минерализацию 1,0 -1,2 г/л и лишь половина из 40 показателей качества воды отвечает нормативным требованиям. При этом вода – основа экономики Казахстана в трансграничном Арало-Сырдариинском бассейне, где широко развито регулярное орошение и высока плотность населения.

Обострение проблемы водообеспечения Республики Казахстан в указанном бассейне вызвано антропогенным сокращением и загрязнением стока Сырдарии в связи с реализацией сопредельными государствами – Кыргызстаном, Таджикистаном, Узбекистаном – своих водохозяйственных программ.

Деградация природной среды в связи с усыханием дельты Сырдарии и Аральского моря, а также негативные социально-демографические и экономические процессы стали основанием для официального объявления Казахстанского Приаралья зоной экологического бедствия.

Учитывая эти обстоятельства президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в своем поручении от 19 ноября 2020 г. возложил на Институту географии и водной безопасности выполнение комплекса научно-исследовательских работ в плане обеспечения водой социальной сферы, отраслей экономики и экологии в первую очередь по Арало-Сырдариинскому бассейну, затем по Жайык-Каспийским и другим трансграничным бассейнам.

В контексте реализации поручения Президента Институт географии и водной безопасности разработал широкомасштабную научную программу по обеспечению водной безопасности Республики Казахстан в трансграничном Арало-Сырдариинском бассейне, детализировав ее по девяти подпрограммам, каждая из которых представляет огромный блок исследовательских работ. Будут рассмотрены следующие проблемы: современные и прогнозные изменения регионального климата; тенденции и перспективы изменения снежно-ледовых ресурсов; оценка и прогноз ресурсов речного стока; оценка и прогноз качества речных вод; перспективы развития водопотребления населения и отраслей экономики; создание геопортала водно-ресурсного обеспечения населения и отраслей экономики; экономическая оценка водных ресурсов; сценарный анализ развития систем водообеспечения с оценкой по критериям водной безопасности на основе имитационного математического моделирования при 25, 50, 75 % сокращении трансграничного стока с территории сопредельных стран и т.д.

В конечном итоге реализация этой программы позволит научно-обоснованно решить проблему обеспечения водной безопасности Республики Казахстан в трансграничном Арало-Сырдариинском бассейне, имеющем статус водно-экологического кризиса, и дать научно-обоснованные рекомендации по устойчивому водообеспечению населения и экономики Республики Казахстан в трансграничном Арало-Сырдариинском бассейне при различных сценариях изменения стока реки, связанных с изменениями климата и хозяйственной деятельности на территории сопредельных Центрально-Азиатских государств.

С учетом всей сложности и масштабности этой проблемы Институт географии и водной безопасности является единственным научно-исследовательским институтом в республике, способным выполнить на высоком научно-техническом уровне весьма важный, востребованный прикладной научно-технический проект.