Мен, Пузиков Евгений Михайлович, соңғы 10 жыл бойы География және су қауіпсіздігі институтының ғылыми қызметкерімін. Менің Атам, Сергей Степанович Матвейчик. Ол кісінің соғыстағы күнтізбе жазбалары «Жаңа Калининград» баспасында жарық көрді. Ол кісі эвакуациялық ауыруханасында, соғыстың аяқталуына 18 күн қалғанда – 1945 жылы 21 сәуірінде қайтыс болды. Ол кісінің қызы, Сталина, Қазақстанда үш ғылыми ұрпағы бар ғылыми әулеті негізін қалады.
Атамның балаларына берген тәрбиесі, олардың ғылыми жолындағы негіздерін қалауға үлкен себеп болды. Бұл ғылымда, тәрбиелеушілікте және Қазақстанның болашақ ғалымдарының қалауына биік жетістіктерге әкелді!
Белоруссияның тұмасы, Сергей Степанович Матвейчик, 1920 ж. соныңда – 1930 ж. басында Омбы облысына қоңыс аудархан. Өз отбасымен Омбы облысы Любинск ауданы Пролетарский ауылына көшіп келген. Сергей Степанович және Елена Францевна Русецкая бес балана тәрбиеледі: Анатолий, Сергей, Кима, Сталина және Галина.
1943 жылының 1 тамызында Сергей Степанович майданға аттанған. Соғыста пулеметчик, сосың пулемет взводының командирі болған. Лейтенант дәрежесіне иеленген, екі жауынгерлік (шайқас) марапатына ұсынған – Қызыл Жұлдыз ордені және Ұлы Отан соғысының II дәрежелі орденімен.
Шығыс-Пруссиялық операциясы кезінде ауыр жарақат алған. 1945 жылы 21 сәуір айында Тапиау қаласының (қазіргі Гвардейск) эвакуациялық ауыруханасында жарақаттан қайтыс болған.
11 марта 2-й эшелон поселок Фаухсборг (ныне пос. Холмогоровка Зеленоградского городского округа — Прим. ред.) оборона у Кёнигсберга.
13 марта 2-й эшелон. Оборона. Написал письма Ленке и Тольке в 2 часа ночи. Тронулись на передок километров 8–10 вправо, р-н Мединау.
14 марта Ночью прибыли в лес под передовой. Погода пасмурно-мокрая, лежит много снега.
Письмо Ленке, что послал посылку. После дневки в лесу, в ночь с 14–15 заняли оборону в районе Викау северо-восточнее Кёнигсберга. Передок.
18 марта Оборона 1-й эшелон. Написал письмо Ленке. Представлен к правительственной награде. Видел сон. Убил утку, прилетевшую ко мне на трубу дома, и драка с Михаилом.
Мемориал в Гвардейске. Здесь среди имен других погибших солдат высечено имя Сергея Матвейчика
23 марта Оборона — передок — Викау. Письмо Ленке. Посылку послал и 300 р. Старшина сообщил, что отправил посылку в дивизию. Проследить, сколько пройдет.
24 марта Оборона — передок. Фрицы все время обстреливают. Действует наша авиация.
25 марта Оборона — передок. Погода хорошая, чувствуется весна. Поют птички. Вместе с тем идет вражеский обстрел. На левом фланге слышна канонада. Написал письма: обоим Сашкам и Васе. Теперь буду ждать ответа. Письма Ленке, Марусе. Поэзия о весне и нашей обстановке. Интересно, получит ли? Открытка-секретка Галечке — штурм и войск.
26 марта Оборона — передок, район Кёнигсберга полуостров С — восточнее Фишхаузен.
28 марта Оборона передок — район Кёнигсберга. На нашу сторону перешли два чеха, служившие в фашистской армии. «Кормют плохо, работать заставляют много». Ночью на посту. 300 гр. Хл.
29 марта Оборона — перед. край от фрицев 70–200 м. Погода пасмурная. Солнца нет. Туман. Артстрельба редкая. Сижу в землянке на одной высотке. Оборона проходит по высотке в лес. Сосна, ель, саженки. Поют птицы — в лесу. Перешли два фрица — арийцы. Солдаты воевать не хочут. Письмо Ленке с стихотворением «Не грусти». Тольке, Сереже, Стальке и Гале по два листа бумаги. Выпил 200 гр.
Из письма жене
Лена! Сегодня получил долгожданное письмо. [...] раздосадовавшись, что долго от тебя нет сообщения, высказал в них несколько слов упрека и обиды. Ты не обижайся, это я шутя. Однако, Лена, прошу тебя: пиши через каждые 4–5 дней, независимо, получаешь от меня или нет.
Пиши коротенько только о новом, пиши о вашей жизни, о своих переживаниях. Это единственная возможность наших с тобой общения и наслаждения. Все остальное, как видишь, исключено.
Да, Лена! В ноябре исполнится год нашей встрече. В условиях войны это большой промежуток. Твои переживания, Ленуська, очень понятны. Понятны они потому, что они «идентичны», совпадают несколько раз в сутки, особенно когда не занят, проходят в памяти не только встреча в Новосибирске, но и наши первые встречи и весь наш совместный жизненный путь до мельчайших подробностей. И знаешь, я удивляюсь, что все это ясно и четко вспоминается, как будто это было вчера.
Знаю, дорогая, что тебе труднее переносить нашу разлуку, чем мне, во всех отношениях, у тебя обстановка сложнее, но знаю также и то, что у тебя большая сила воли, сильная искренность, что ты в состоянии владеть собой. В общем, я убежден, что ты в состоянии владеть собой и дождаться меня. А ждать теперь, пожалуй, осталось меньше, чем ждала, если уцелею.
Вернусь живой — постараюсь отблагодарить за все. Постараюсь организовать жизнь так, чтобы быстренько сгладить из памяти пережитые и горе, и обиду, и физические и духовные лишения. А война многому научила.
А пока эти жертвы неизбежны, и я уверен, что у тебя, маленькой и худенькой, хватит сил пережить эти лишения. Ведь и вся-то прожитая жизнь была не из легких? Так, Ленуся, или нет?
Не падай духом, не поддавайся на соблазн.
Правильно сделала, что не пошла на гулянку к Ганцовым. Если сумеешь, лучше с девчатами да с ребятами повеселитесь.
Привет Ганцовым и Кубранову передай, но скажи Ганцову, что я на него обижаюсь, ведь он ни одной писульки мне на фронт не послал. Радуюсь, что хорошо провели праздник.
У нас он был несколько необычным, но ничего: тоже выпили по 100 гр. да попробовали фрицевской козлятины.
Скажи Сереже и Стальке, что я доволен их учебой. Погода у нас не такая. Снегу еще нет. Был небольшой мороз и снег. Но растаяло все. Затем шел дождь. Сегодня чуть подстыло, снега нет.
Ну и в части того, что страх берет за Сережку. Пусть кушает на здоровье, коли есть что. Он добросовестный, в долгу не останется — отработает. Ну пока все. У меня нового ничего нет. За сводками ты следишь, знаешь.
Твой всей душой Сергей.
30 марта Передний край обороны. Земландский полуостров, район Кёнигсберга. Погода пасмурная. Ночью и к вечеру пошел дождь. Фриц начал обстрел из минометов. Наши отвечают меньше.
31 марта В ночь с 30 на 31 марта сменились с передка в 3 часа ночи. На передовой простояли 16 суток. Стоим на дневке в лесу. Погода пасмурная. С перерывами шел дождь. Дорога исключительно грязная. Написал письмо Беловодскому. Написал письма: Елене, Гальке и Стальке. Вечером тронулись для занятия обороны во 2-м эшелоне. Км 4 от Викау. Заняли оборону. Исключительная слякоть, грязь. Всю ночь дождь. Землянок нет. Спал в воде, сидя в окопе…
1 апреля Дождь. Грязь. Оборудуем конуры. Второй эшелон передка в районе Викау. Ночью дождь. Грязь. Ночуем в конурах без печки. Ночью продрог.
2 апреля Второй эшелон. Идет дождь. В конуре поставили железную печь. Сейчас тепло. Арт обстрел редкий. Ночевал на 3-е неплохо. Сильный кашель.
3 апреля Оборона передок. Фрицы все время обстреливают. Действует наша авиация.
4 апреля Проснулся часов в 8–9 утра. Второй эшелон. Ночью артобстрела почти не было. Постреливали фрицы из круп. калибер. пулемета. Письмо Ленке, бумага Стальке и Гальке. С утра как будто была хорошая погода — светило солнце. Вечером пошел дождь. Грязь невыносимая. Землянка бежит, в траншеях грязь, воды по колена.
5 апреля В 2 часа ночи тронулись на передовую. Исключительная грязь, тепло. Пришли к траншеям, в траншеях вода по колено. Остаток ночи коротали у ручейка на открытом поле. В 7-м часу старшина принес спирт, выпил 100 гр., развел водой, которую принес Митя из ручья в каске. Чувствую себя на веселях. Закусил несколько ложек супа. В 8:00 ожидаем артподготовки.
Артподготовка не состоялась. Наступление отложено. Остаток дня на открытом месте. С перерывами весь день дождь. Основательно промерз. Ночь спали с комвзвода Гусевым в открытой ямке.
6 апреля Стоим на передовой. Туман. Дождя нет. Сегодня месяц, как писал Ленке письмо, а ответа нет. Хотя уже время получить. В 11:00 началась артподготовка. Длилась часа 1,5–2. Затем перешли в наступление. Легко ранило в правую ногу и покорябало лицо. С поля боя не ушел. Продвинулись километра два. Окопались. Много фрицев взяли в плен. Действуют танки и авиация.
7 апреля Ночевали с 6-го на 7-е, окопавшись у речушки. Фрицы все время обстреливают. Исключительный холод. Сырость. Взяли штурмом вторую линию окопов. Много пленных. Благополучно. Высота 35,1. В немецких окопах — грязь по колено, начерпал полные сапоги грязи-воды. Ночевали в них.
8 апреля В 6:00 наступали, продвинулись 300–500 метров. Залегли. Ночевал в мокрой холодной норке. Оседлать штурмом не удалось. Пролежали ночь.
9 апреля Отошли на 200–300 метров, заняли оборону передок, переданы в 1-й батальон. Людей 5. День проспал в фрицевской землянке. Отдохнул хорошо. Ночью сняли с передка, перебросили на другой участок.
10 апреля За ночь не дошли до передовых траншей, застигло утро — день. Остановились в траншее — ход сообщ. Немец ведет через наши головы артобстрел. Продневали в воронке от авиабомб, без завтрака и обеда. Вечером тронулись в свой район. Письмо Тольке — жив пока.
11 апреля Заняли оборону. Место открыто. Снайпер ведет огонь. Чистим пулемет.
13 апреля Часов в 10–11 дня началось наступление. В 1–2 часа ранен из пулемета при перебежке в бедро правой ноги разрывной пулей. Разбита кость, две щепы перевязал, Козарез. Лежал в воронке до 7–8 часов, перенесли в санвзвод, из санвзвода в санроту, а из санроты в госпиталь. Переливание, наркоз.
14–15 апреля В передвижном полевом госпитале.
16 апреля На самолете отправлен в Тапиау. В сортировочный госпиталь.
17–18–19–20 апреля Госпиталь Тапиау. Температура высокая.
21 апреля. Госпиталь Тапиау. Письмо Ленке, ранен тяж.
P.S. После гибели Сергея Степановича блокнот перешел к его жене Елене. Она продолжала изредка заполнять дневник в память о погибшем муже. Помимо текстов песен военных лет в дневнике появились ещё и три записи: от 21 апреля, от 1 мая и от 30 июня 1946 года.
Эта часть дневника начинается с короткой записи Елены: «Маленько поплакала, прочла кое-какие его записи и решила записать сама».
21 апреля 1946 года
Прожит год, как я получила похоронную, но почему-то нет уверенности в том, что его нет. Последнее время все чаще и чаще встает прожитая совместно жизнь с ним перед глазами. Как мы ошибались с ним в жизни, не сумели ее организовать, чтоб она немного радостней была, а теперь поздно.
Читая эти слова, можно только поражаться стойкости и несгибаемой силе воле! А как он просто пишет от таких нечеловеческих условия, в которых он продолжал успешно выполнять поставленную боевую задачу. Так стойкость, которая проявлена моим прадедом мотивирует и меня и моих родных на проявление упорства и стойкости в решении стоящих как повседневных, так и научных задач, вне зависимости от их сложности.